Россия, Санкт-Петербург, Красное Село, улица Юных Пионеров
Телефон:
Пн-ср: 07:30—22:30; сб-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Как правильно носить пилотку полиция девушке

Zefirka

> Оружие и армия > История пилотки — самого популярного головного убора армии

Пилотка существовала и до Второй мировой войны, однако наибольшую популярность данный головной убор приобрел именно в годы самого кровопролитного, разрушительного и бесчеловечного военного противостояния в истории человечества. Носили ее и солдаты и РККА, и вермахта, и войск Союзников. Так зачем же на голове нужен этот незатейливый головной убор на самом деле?

История пилотки - самого популярного головного убора армии

Этнопарк «Кочевник»

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армии пилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.

Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.

Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки

Категория: Кочевые истории

← Школа молодого кочевника

Как животные помогли победить в войне →

Откуда на голове пилотка

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета. В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы. После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Пило́тка (от слова пилот ) — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды (в частности, ВС СССР), различной униформы (к примеру, головной убор пионеров и стюардесс) или изыском модельеров женской моды. Изготовляется обычно из ткани.

История

В Русской императорской армии появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор , чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема ( фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри (англ. glengarry ) -кельтский головной убор , употребляемый шотландскими военными, или сербский головной убор шайкача . В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны.

В РККА официально введена 16 января 1919 года как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок, и красноармейской звёздочкой. 3 декабря 1935 года в РККА были введены два вида пилоток: для командиров — цвета хаки (в автобронетанковых войсках — стального цвета) с кантами по роду войск и суконной звездой, на которую спереди крепилась красноармейская звездочка, и для рядовых — цвета хаки , без кантов и суконной звезды.

В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики (мичманы) носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов. На флоте носились черные полушерстяные офицерские пилотки с белыми кантами, а также матросские суконные черные пилотки , при тропической форме одежды — хлопчатобумажные пилотки светло-синего цвета с матерчатым козырьком и ремешком. Офицеры носили пилотки с кокардой или частью кокарды (внутренняя часть эмблемы), а матросы — со звёздочкой. Тропическая пилотка носилась с кокардой или звёздочкой в зависимости от ранга. На полушерстяных армейских офицерских защитных пилотках (с красными или голубыми (для авиации) кантами) носилась кокарда , а на солдатской хлопчатобумажной — красная звёздочка.

В жарком климате вместо пилотки использовали хлопчатобумажную панаму с прошитыми полями и вентиляционными отверстиями (люверсами). Для женщин существовал летний комплект одежды из платья и пилотки песочного цвета.

В ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии, авиации и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.

Пилотки Советской Армии

Пилотка — важнейший атрибут образа советского солдата, образа героя, победители и примера для подражания будущим поколениям. Именно поэтому в дни празднования Победы 9 Мая военные пилотки с красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно: они, словно спутники соправождают мудрые и светлые взгляды ветеранов — традиционно выходящих в военной форме, и радостные и благодарные улыбки молодежи — выражающих ношеннием пилотки патриотизм и свою благодарность воинам-освободителям. Поблескивая красными звездами на солнце пилотки традиционно создают особую а — Великого Дна Победы.

Пилотка Великой Отечественной Войны – это парадная форма военных учебных заведений. А также во многих дошкольных и школьных учреждениях в последние годы появилась традиция организовывать шествия посвященные Великой Победе. Школьники с большой гордостью и честью надевают пилотку с эмблемой Великой Отечественной Войны.

Использование пилотки ВОВ сегодня

В Вооруженных Силах России пилотка имеет единую эмблему: кокарду, которая относится и к армии, и к флоту, и к авиационным войскам. В наши дни пилотка , которую носят военнослужащие, имеет две продольные складки и два угла.

В настоящее время пилотку предпочитают носить с небольшим наклоном вправо и немножко вперед.

В последние годы изъявлять желание «куплю пилотку» и носить их стали не только военнослужащие, но и простые люди, никак не связанные со службой в армии. Причина этому – разные праздники, например, День защитника Отечества и День Победы. Чтобы сильнее приобщиться к этим памятным датам, народ покупает для себя и своих близких все, что связано с военной службой.

Когда и как появилась пилотка в российской армии

Пилотка как часть формы военнослужащих появилась уже в середине XIX века, когда французское командование решило немного изменить привычные военные колпаки. Новый головной убор получил название фуражной, или полевой, шапки. Отличительной ее особенностью стали завернутые к верху поля, которыми в холодную и ветреную погоду можно было прикрывать уши. Еще на первых пилотках уже появились обязательные знаки отличия в лобной части головного убора, которые сохранились и в советской армии.

Несмотря на то что пилотка часто воспринимается как истинно советский атрибут военной формы, впервые на территории России она была использована еще при царе. В 1913 году пилотка стала необходимым атрибутом формы для служащих авиации и воздухоплавательных частей. С начала Первой мировой войны пилотка стала главным головным убором для большинства видов российских войск.

Учимся шить своими руками пилотка военную (солдатскую)

Для создания пилотки нам понадобится:

  • Ткань цвета хаки или темно-зеленого;
  • Бумага для выкройки;
  • Ножницы;
  • Иголки с ниткой;
  • Мел;
  • Булавки для шитья;
  • Швейная машинка;
  • Красная звездочка.

Размер пилотки универсален, длина ее будет около 28 см, и носить её сможет не только ребенок, но и взрослый.

Первым шагом необходимо сделать выкройку на миллиметровой бумаге или кальке, состоящую из двух деталей: основной и вставки.

Кладем выкройку сверху ткани, обводим мелом, не забывая про припуски на швы около 1-2 см, иначе головной убор получится слишком маленькой, и вырезаем. Для создания пилотки нам потребуется 4 основных детали и 2- вставки.

Пошив пилотки:

  1. Складываем 2 основные детали лицевыми сторонами друг к другу и сшиваем вместе по краям. Немного надрезаем ножницами места изгиба, чтобы швы не топорщились. Делаем крупные стежки, чтобы легче было вставить звезду.
  2. Сложите получившуюся заготовку по линии сгиба. Тщательно заутюжьте оба края в разные стороны.
  3. Оставшиеся две детали сшейте аналогичным образом.
  4. Выравниваем заготовки и вставляем одну в другую лицевыми сторонами внутрь. Расправляем швы и фиксируем булавками.
  5. Сшиваем заготовки вместе по нижней части, которая полукругом. Шьем мы по той части, которая короче, чтобы шов более выделялся.
  6. Выворачиваем головной убор на другую сторону и утюжим.


Вставка:

  1. Сделаем вставку, чтобы пилотка держала форму и была более жесткой. Сшиваем вместе 2 детали по 3 сторонам: 2 боковым и 1 нижней.
  2. Вывернем пилотку на изнаночную сторону и вставим внутрь заготовленную вставку.
  3. Совмещаем все швы, тщательно разглаживаем и пришиваем по периметру.

Пилотка готова, вывернем её обратно на лицевую сторону и прогладим утюгом.

Для придания ей большего сходства с солдатской пилоткой, можно вставить красную армейскую звезду, купленную в армейском магазине. Звезда крепится посередине прямо в шов. Звезду можно вышить красными нитками или вырезать из ткани.

Если шить вы совсем не умеете или нет времени искать подходящую ткань, пилотку можно сделать из бумаги и раскрасить зеленой гуашью. Такая поделка сможет выручить, если у ребенка намечается утренник в честь 23 февраля или 9 мая. Делать детскую пилотку мы будем делать с помощью мастер-класс с фото и подробным описанием.

Для создания пилотки подойдет любая бумага или газета прямоугольной формы.

  1. Берем лист бумаги и складываем пополам в фигуру прямоугольной формы. Сторона со сгибом должна быть наверху.
  2. Полученный прямоугольник сгибаем еще раз по горизонтали, тщательно проглаживаем линию сгиба и разворачиваем обратно.
  3. Сгибаем верхние углы к центру, к линии сгиба. С нижней стороны должна остаться полоса, шириной не менее 5 см.
  4. Верхний слой нижней полосы аккуратно загибаем в верхнюю сторону.
  5. Переворачиваем заготовку на другую сторону и загибаем второй слой полосы аналогичным образом. Сгибы хорошо проглаживаем.
  6. Маленькие треугольники, которые выглядывают с обеих сторон, заправим один за другой.
  7. Разворачиваем нашу поделку, она уже готова к использованию, осталось немного укрепить по краям. Противоположные стороны соединяем друг с другом.
  8. Отвернем нижний угол вверх, переворачиваем деталь и отгибаем второй угол.
  9. Теперь готовую пилотку можно развернуть и расправить.
Ссылка на основную публикацию
Похожее