- 7 Мая, 2020
- Рукоделие
- Галина Елизарова
Валяние из шерсти (фелтинг) — одно из древнейших ремесел, по некоторым источникам, зародившееся более 8000 лет назад. Особая техника позволяет как создавать полностью шерстяные изделия, такие как игрушки, одежду, обувь, аксессуары, так и «рисовать» шерстяными волокнами на ткани или войлочной подложке.
Основной рабочий материал — шерстяные тонкие волокна животного происхождения (овечья, верблюжья шерсть и др.), так как только натуральная шерсть обладает способность превращаться в войлок, свойлачиваться. Растительные волокна, такие как шелк, лен, бамбук, могут использоваться дополнительно для декорирования. В этой статье вы узнаете техники валяния из шерсти для начинающих. Начнем с того, что существует два способа валяния: сухой и мокрый.
Инструменты для сухого валяния
Для работы вам понадобятся:
- Специальные иголки с насечками в нижней части.
- Плотный поролон в качестве рабочей поверхности. Хорошо подойдет для первых работ, потом можно приобрести специальную щетку для валяния. Поролон или щетка защитят от повреждений стол, за которым вы будете работать.
- Щетка-пухочистка. Найти ее можно в зоомагазинах. Многофункциональная вещь: используется для смешивания цветов, расчесывания волокон, а также для очистки щетки для валяния от ворсинок.
- И конечно же, никак не обойтись без шерсти, ведь это основной материал.
Важно знать: иглы для валяния отличаются толщиной, длиной, количеством граней и формой насечек. Они также имеют собственную нумерацию. Толстые и длинные иглы используются для придания изделию формы, а тонкие и короткие — для разглаживания поверхности и соединения войлочных элементов друг с другом.
На первое время вам вполне хватит по одной толстой и тонкой треугольной иголке под номерами 36 и 40 соответственно. Если вас увлечет процесс валяния, позже можно опробовать работу с обратными иглами, которые вытаскивают ворсинки наружу. С их помощью можно придать игрушке пушистость или добиться интересного цветового эффекта, если внутренний и внешний слои изделия разных оттенков.
Необходимо помнить, что этот вид рукоделия не подходит для детского творчества. Даже взрослым необходимо соблюдать технику безопасности в процессе валяния, так как игла может сломаться, ею также легко поранить пальцы.
Перспективы валяния
В последние десятилетия российской истории валенки и вообще все изделия из фильцованной шерсти были признаками жуткой провинции, если не сказать деревенщины. Ситуация, впрочем, постепенно меняется. Молодежь в снежных и холодных районах страны щеголяет валяными сапожками с современным дизайном и декором. А многие женщины и молодые девушки проводят свободное время на мастер-классах по изготовлению игрушек или украшений из натуральной шерсти. Говорят, что подобные занятия чрезвычайно умиротворяют, развивают творческий потенциал. Вот так вот, а вы говорите валяние …
Какая шерсть подойдет для сухого метода валяния?
- Овечья шерсть. Наиболее доступный материал. Может иметь выбеленный натуральный оттенок или быть окрашенной в разные цвета. Бывает двух видов: тонкая и полутонкая, при этом в тонкой присутствуют так называемые остевые волоски (более жесткие).
- Очес. Состоит из волосков разного качества. Подходит для изделий грубого качества или набивки игрушек.
- Сливер. Неокрашенный материал качественней, чем очес, высеченный, но может содержать мелкий мусор и грубые волоски, поэтому используется в тех же целях.
- Кардочес. Название происходит от названия машинки для расчесывания шерсти, кардера. Волокна в процессе обработки расправляются и укладываются, образуя ровное полотно. При сухом валянии этот материал дает плотную гладкую поверхность с мелкими ворсинками.
- Меринос. Шерсть с мягкими и эластичными волосками, дающая наиболее гладкую поверхность.
Нуно валяние
Название техники происходит от японского «ткань», хотя корнями метод из Австралии. Еще в конце прошлого века был разработан способ наваливания шерсти на ткань. Для этого используют тончайшую шерсть и рыхлую ткань, которая позволяет шерстинкам свободно проходить через волокна. В результате образуется совершенно новая, уникальная ткань, в дальнейшем применяемая для создания сумок, одежды, картин, домашнего текстиля.
Главное – шерсть!
Получить качественную и долговечную вещь можно только при условии правильного подбора шерсти. Среди всего разнообразия внимания достойна гребенная лента и кардочес. Гребенная лента — длинный аккуратный пучок шерстинок, кардочес – комок перепутанных волокон, шерстяная вата, которую также легко разъединить. Чем тоньше шерсть, тем качественнее изделие. В России шерсть для валяния производится фабриками, специализирующимися на изготовлении пряжи.
Сухое валяние: этапы работы
Итак, вы уже представили, что именно хотите свалять из шерсти, как это изделие должно выглядеть и какого будет размера. Начать лучше с простых форм, например, с бусин.
Ниже следует подробное описание, как валять из шерсти:
- Подготовьте и распушите шерсть. Важный момент: в процессе валяния шерсть уплотняется и сильно уменьшается в объемах, поэтому сразу берите ее примерно в два раза больше, чем будет планируемое изделие. Именно поэтому многие мастера используют для основы более дешевую и плотную (полутонкую) некрашеную шерсть или очес, а верхний слой формируют из цветных волокон. Не считая экономии денег, грубые материалы сваливаются гораздо быстрее, чем деликатный меринос, поэтому его используют для отделки. Если вы делаете игрушку, в качестве основы можно также использовать синтепон, предварительно обшитый тканью.
- Из шерсти сформируйте приблизительную фигуру будущего изделия. Если ваша фигура состоит из нескольких частей, например, цветок из сердцевины и лепестков, помните, что все их необходимо свалять по отдельности, а потом соединить вместе также путем валяния (как бы «прикалывая» друг к другу).
- Поместите фигуру на поролон или щетку для валяния, на этом этапе возьмите толстую иглу. Во избежание поломки иглу держите перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Равномерно прокалывайте изделие по всей площади, не забывайте поворачивать заготовку. По мере уплотнения изделия, как только игла начинает с трудом входить в шерсть, поменяйте ее на более тонкую. Вы заметите, как меняется ваше творение в ходе работы: шерсть уменьшается в объемах, становится более плотной и упругой, держит форму. В ходе усадки, если вы хотите увеличить размер изделия, постепенно добавляйте волокна слоями.
Свойства ткани
Поверхность материала может иметь короткий или длинный ворс.
Ткань лоден вырабатывают из натуральной овечьей шерсти. Некоторые производители в состав добавляют мохер, что делает материю мягче и легче.
Современная технология производства лодена принципиально не отличается от той, что применялась много столетий назад. Конечно, сегодня весь процесс изготовления автоматизирован.
Сначала овец остригают, шерсть моют и прядут. Готовое волокно валяют, после чего получается рыхлое шерстяное полотно. Ткань вываривают в кипятке со специальными добавками, пока материал не станет гладким и плотным. После этого полотно окрашивают, сушат и вычесывают.
Ткань лоден своими характеристиками напоминает многие подобные материалы. По плотности и способности отталкивать влагу ее можно сравнить с войлоком, но лоден имеет меньшую толщину и вес. Вареная шерсть нежнее, чем фетр, и менее воздухопроницаема, нежели драп.
Создаем изделие методом мокрого валяния: шаги
Последовательность действий:
- Шерсть при мокром валянии даст значительную усадку, до 40 %, поэтому важно правильно рассчитать размер изделия и подготовить выкройку.
- Приготовьте мыльный раствор. Натрите мыло на терке (из расчета 100-125 г на 2 литра воды). Мыльную стружку залейте литром кипятка и размешайте до полного растворения, добавьте еще литр воды и подождите, пока раствор немного загустеет.
- Поверхность, на которой будете раскладывать шерсть, накройте резиновым ковриком или пленкой.
- Помните об усадке шерсти, полотно в ходе работы должно быть больше предполагаемого конечного размера примерно в три раза. Чтобы избежать дыр в готовом полотне, расположите пряди перекрестно, также в три-четыре слоя.
- Пропитайте шерсть теплым мыльным раствором, удобнее всего использовать для этой цели пульверизатор.
- Закройте шерсть москитной сеткой, через нее разглаживайте полотно, стараясь не сместить слои шерсти. Постепенно усиливайте нажим. Периодически смачивая шерсть мыльной водой, продолжайте тереть материал, пока шерсть не перестанет смещаться и начнет отходить от сетки. В среднем этот этап занимает 30 минут.
- Снимите сетку, переверните полотно. Снова накрыв сеткой, сверните заготовку в рулон, выполняйте движения, как будто раскатываете тесто скалкой.
- Готовое полотно необходимо тщательно прополоскать. Отожмите воду, при этом не скручивая материал, затем высушите на горизонтальной поверхности.
Мокрое валяние из шерсти для начинающих: полезная инструкция
Любой человек, который хочет научиться валять шерсть, может достигнуть этого, т.к. сделать войлок достаточно просто, главное иметь желание познакомиться с этим делом.
Мокрое валяние шерсти начинается с подготовки инструментов, для этого понадобится:
- Мериносовая шерсть, можно нескольких оттенков, их можно приобрести в специальных магазинах для творчества.
- Коврик бамбуковый, можно воспользоваться ковриком, который продается в магазинах, торгующих принадлежностями для роллов и суши.
- Понадобится также материал для подложки, можно использовать пупырчатую пленку, которая используется для упаковок. А также понадобится противомоскитная сетка, или можно взять старые тюлевые шторы.
- Понадобится вода в бутылке, с проделанными в крышке отверстиями, и брусочек детского мыла.
Перед тем как приступить к мокрому валянию, лучше заранее ознакомиться с подробной инструкцией
Когда все готово, можно начать валять шерсть. От подготовленной шерсти необходимо оторвать несколько пучков длинной 20-30 см. Их нужно растянуть, причем нужно это сделать несколько раз, сначала пучки раскладываются в горизонтальном направлении на пупырчатой пленке (пупырышками вверх) так, чтобы получился квадрат 30х30 см. После этого новые пучки шерсти выкладываются сверху первого слоя, но уже вертикально, и сверху выкладывается еще один слой горизонтально.
Сверху шерсть накрывается сеткой или тюлем, обрызгивается мыльным раствором так, чтобы шерсть пропиталась.
После нужно растирать руками по сетке по кругу, после шерсть выкладывается на бамбуковый коврик, и он скатывается в трубку. После этого бамбуковый коврик катается по твердой поверхности, и благодаря этому, шерсть сваливается.
Пропитка свалянных изделий: составы
Для того чтобы ваши творения из шерсти в дальнейшем сохраняли форму и аккуратный внешний вид, необходимо пропитать шерсть специальным составом. Мастера советуют следующие варианты:
- Порошок или гранулы целлюлозы смешать с горячей водой в расчете 5 г на стакан. Когда смесь достигнет состояния клейстера, нанести кисточкой на большую площадь, мелкие детали можно окунуть в состав и аккуратно отжать.
- Акриловый лак развести до жидкого состояния, нанести на поверхность изделия кисточкой или кусочком плотного поролона.
- ПВА развести с водой в соотношении 50:50. Нанести на поверхность кистью. К сожалению, данное покрытие может со временем пожелтеть.
Освоив сухой и мокрый вид валяния, вы можете комбинировать их в следующих работах. Например, сшить сумку из полотна, свалянного мокрым способом, и привалять к ней объемные элементы в виде плотных войлочных пуговиц.
Инструкция по уходу
Изделия из лодена капризны в уходе. Их не следует стирать в машинке или вручную, и разрешена только сухая химическая чистка. В домашних условиях одежду можно почистить сухой щеткой по направлению ворса. Перед глажкой необходимо вывернуть изделие наизнанку или воспользоваться дополнительной прослойкой из марли.
Хранить вещи из валяной шерсти надо в бумажных пакетах в сложенном виде и отдельно от другой одежды. Текстиль следует тщательно оберегать от моли.
Несмотря на сложность в уходе, одежда из вареной шерсти остается весьма востребованной и популярной. Стильные и теплые вещи из лодена способны украсить гардероб самых взыскательных модниц.
Маленькие хитрости продвинутых мастеров
Откроем вам еще несколько секретов, как сотворить действительно интересные вещи из шерсти:
- Если вы хотите сделать на уже свалянной поверхности полоски, не растягивайте готовой полоской шерсть, она будет мешать валянию, а итоговый результат получится неопрятным. Сначала спутайте шерсть, порвите ее и сделайте полоску, постепенно приваливая кусок за куском.
- Если будущая игрушка будет иметь толстые лапки, для устойчивости достаточно хорошо свалять фигуру. Если же вы хотите сделать игрушку с тонкими или подвижными конечностями, сделайте каркас из проволоки, обмотайте шнуром или шерстяной нитью и уже к этой заготовке приваливайте шерсть.
- Для приготовления мыльного раствора используйте мыло с содержанием оливкового масла в сочетании с кокосовым и/или касторовым. Такой состав дает устойчивую и мягкую пену, бережно относится к шерсти и не сушит кожу рук.
- Остаток раствора может храниться под плотно закрытой крышкой до нескольких месяцев. Перед следующим использованием немного разбавьте его водой.
- Если вы хотите совместить в процессе техники мокрого и сухого валяния, дождитесь полного высыхания шерсти и только потом приступайте к работе с иглой, иначе можно порвать свалянную шерсть мелкими кусочками и испортить изделие.
- Если в готовой игрушке должна быть отверстие, например открытый ротик, проткните его в готовой поделке шилом и обработайте, приваляв изнутри тонкий кусочек шерсти.
Несмотря на простоту, валяние шерсти — процесс не быстрый, и даже у продвинутых мастеров на создание маленькой, но детально проработанной броши может уходить 4-7 часов. Ниже представлены работы различных мастеров.
Мы рассказали, что такое мокрое и сухое валяние из шерсти. Для начинающих лучшим выбором для изготовления первого «шедевра» станет маленькая работа. Позвольте процессу затянуть вас, и тогда вы обязательно добьетесь успехов в этом виде творчества.
Шерстяные истории
Наиболее желанный материал для валяния – шерсть мериноса. Это – порода овец, которая выращивается ради «золотого руна». Животные с повышенной шерстистостью весят меньше, чем овцы мясных пород. При этом они более выносливы, потому что им приходиться носить на себе до 20-30 килограмм качественной шерсти. До стрижки.
Первые мериносы были испанского происхождения. Сегодня же выделяются южноамериканские, тирольские, австралийские и новозеландские представители мериносов. Толщина волоса этих животных варьирует в пределах 15—25 мкм, что считается оптимальным диаметром для процесса фильцевания. Легендарные валенки или пимы традиционно изготавливают из волосяного покрова грубошерстных или полутонкорунных овец. Этот же материал берут, если нужно сделать примитивную игрушку в этническом русском, монгольском или китайском стиле.
Профессионалы в сфере фелтинга делят состриженное с любой овцы руно на три группы:
- 1. Шерсть типа сливер. Это – вычесанный волосяной покров, в котором отсутствуют остевые волоски. Достаточно однороден, пластичен. Используется в качестве базы для создания любых фильцованных произведений – от валенок до ковров.
- 2. Очес – самые мелкие и короткие волоски, снятые с животных. Идут на фетр. Любопытно, но в XIX веке в Европе все сходили с ума по цилиндрам, свалянным из волоса, выщипанного из меха бобра. В тоже время несортовым очесом набивали нутро мягких игрушек, замещая им традиционные опилки.
- 3. Выбеленка – тщательно вычесанная, выровненная путем вытягивания, выбеленная овечья шерсть. Используется в качестве светлого фона в традиционных войлочных коврах. Является идеальной базой для окраски в волокнах и готовом изделии.
Все, экскурс «на выставку высоких технологий и материалов» мы уже совершили, поэтому можем спокойно возвращаться к людям, научившимся использовать волосяные покровы животных, не убивая их. Важный момент – изготовлением изделий из войлока занимались преимущественно народы, проживающие в суровых климатических условиях. Пока древние гречанки вроде Арахны или египтянки бились над способами утончения полотна, сотканного из шерсти, жительницы стран с нордическим климатом решали проблему уплотнения изделий из аналогичного материала.
Сюжеты
Валяние из шерсти: как создается войлок
#Сюжеты 17 марта, 11:50
0 10067
Много веков назад люди научились изготавливать предметы домашнего обихода, одежду и даже стены своих жилищ из шерсти методом валяния. Со временем ремесло, которое когда-то было насущной необходимостью, эволюционировало в творческое хобби. Сейчас валяние из шерсти обретает второе рождение. Изготовленная из тонкой овечьей шерсти жилетка или шарф — необычный аксессуар для ценительниц эксклюзивных вещиц.
Мастерская одной из камчатских валяльщиц — именно так называют мастеров, изготавливающих одежду и аксессуары из овечьей шерсти — находится в центре Петропавловска. Там разместилось все, что нужно для работы — стеллажи с множеством цветных мотков материала, необходимые инструменты и, главное, — большой рабочий стол.
Сегодня владелица мастерской Елена Заика познакомит нас с искусством валяния и расскажет, как из тонких волокон непряденой шерсти получаются плотные полотна войлока.
Итак, валяние делится на два основных направления — мокрое и сухое. Их названия напрямую связаны с сутью рабочего процесса. В первом — создание изделий происходит с участием мыльного раствора. При помощи мокрого валяния создаются плоские вещи, то есть жилеты, куртки, шарфы и другая одежда и аксессуары.
Во втором направлении мастера работают специальными иглами, многократно протыкая ими изделие: маленькие засечки на иглах тянут за собой волокна шерсти, спутывая их между собой. Чтобы получить, например, небольшую плотно свалянную игрушку, мастеру нужно проткнуть заготовку из спутанной шерсти не одну сотню раз, придавая изделию желаемую форму, и, конечно же, старательно беречь пальцы.
Для некоторых вещиц используются сразу обе техники, например, для создания бусин.
Наша сегодняшняя героиня создает одежду и аксессуары из шерсти в технике мокрого валяния. С непривычным для себя материалом и методами работы с ним она познакомилась около трех лет назад. Тогда, делая куклу для дочери, Елена стала искать в интернете то, что может стать шевелюрой игрушки. Будущей мастерице встретился совет сделать волосы для куклы из шерсти для валяния. Решив заказать материал в сети, Елена попутно заинтересовалась вещами, созданными мастерами из овечьей шерсти. Они настолько ее очаровали, что в интернет-магазине был заказан не один яркий моток. Когда пришла посылка Лена начала осваивать технику мокрого валяния.
Училась Елена и с помощью мастер-классов в интернете, но больше методом проб и ошибок. «Мастера в своих онлайн-уроках чаще всего дают информацию с расчетом на тех, кто уже понимает, как работать с шерстью. Или не до конца раскрывают все тонкости и хитрости. Особенно сложно, если ты не знаком с видами материала и не знаешь, какой для чего больше подходит. В общем, первые работы были просто «атас!» — довольно быстро они пришли в негодность, рвались. Но со временем пришел опыт, накопились знания, появились свои секреты и хитрости», — рассказывает Елена.
В своей мастерской Елена не только работает сама, но и проводит мастер-классы для учеников. В светлом и уютном помещении уроки проходят три-четыре раза в месяц. И всегда находятся желающие приобщиться к искусству работы с шерстью.
В своей мастерской Елена не только занимается с учениками, но и работает над заказами — изготавливает головные уборы, сумки, тапочки и многое другое из мягкой шерсти.
Как отмечает Лена, заниматься валянием можно и дома — главное, чтобы хватало места. Небольшие изделия можно создавать и на кухонном столе. Но для того, чтобы сделать куртку, нужно большое рабочее пространство. Поначалу наша героиня работала дома на полу, но со временем решилась на собственную мастерскую.
Шерсть для валяния в мастерской хранится на стеллажах. Для удобства работы мотки на полках разложены по цветам и оттенкам.
Образцы каждого цвета с указанием названия и артикула есть на самодельных планшетах. По словам мастера, так проще показать заказчику примеры оттенков, не доставая с полок все мотки.
«Сейчас видов шерсти великое множество. Материал для валяния производят в Германии, Италии, Латвии, России и других странах. Я предпочитаю работать с шерстью итальянского производства», — рассказывает Елена.
По расположению волокон в мотке шерсть разделяют на кардочес и гребенную ленту. Кардочес похож с виду на вату. Его получают в производстве первым.Часть шерсти оставляют в таком, слегка спутанном виде.
Другую часть — вычесывают и получают гребенную ленту. В ней волокна шерсти лежат в одном направлении.
А в самом начале своего пути шерсть для валяния выглядит так.
После грубого прочеса на заводе получаются ленты шерсти, из которых можно спрясть нити для вязания. А можно с помощью валяния изготовить войлок, и из него — различные изделия. Чтобы получить мягкую и тонкую шерсть, которую используют современные валяльщицы, ленты материала прочесывают очень тщательно и красят в различные цвета.
Материал различают не только по цвету, но и по толщине, говоря на языке валяльщиц — по тонине, она измеряется в микронах. Самые популярные виды шерсти — полутонкая, тонкая и экстра тонкая, то есть в этой системе измерений полутонкая — это самая толстая шерсть. Итальянский материал, который Елена использует в большинстве изделий, имеет тонину 19 микронов — это экстра тонкая шерсть. Она подходит для изготовления рукавиц, шарфов, брошей-цветков. Для тапочек и сумок мастера используют более грубую шерсть, чтобы изделия были долговечными и выдерживали нагрузку.
Корреспондент:
Елена, вы уже более трех лет работаете с шерстью. За что вы ее любите?
Елена Заика:
Шерсть это живой материал — теплый, приятный. Для меня очень важно, что она экологична, в процессе получения сырья не страдают животные — овцу стригут и отпускают ее. По сути это возобновляемый ресурс. Шерсть с первых дней знакомства покорила меня тем, что с ее помощью буквально из ничего можно сделать прекрасную вещь. Я думаю, это настоящее волшебство.
Самые главные инструменты мастера мокрого валяния, или фелтинга — это, конечно, руки, мыло и вода. «Волокно шерсти это по сути волос, а его поверхность состоит из множества микроскопических чешуек. Мыло нужно для того, чтобы шерсть стала гладкой и начала скользить. Когда мастер начинает валять шерсть, тереть ее руками, то она начинает спутываться, цепляться друг за друга чешуйками — за счет этого и происходит процесс валяния. После проведения еще ряда манипуляций из изделия выполаскивают мыло и просушивают работу», — делится наша героиня основными принципами мокрого валяния.
Чтобы изготавливать одежду, одних рук недостаточно, какими бы умелыми они ни были. Поэтому в мастерской Елены есть вспомогательные инструменты. Например, колодки, предназначенные для изготовления тапочек. Эти инструменты необходимы, чтобы выправить форму изделия и подогнать размер. В арсенале Лены — колодки самых распространенных размеров, 37 и 38. Но, имея такие образцы, мастер легко может сделать тапочки на размер-два больше или меньше.
На электронных весах мастер отмеряет нужное количество шерсти. Например, для того, чтобы сделать рукавицы, понадобится 30 – 40 граммов материала.
Деревянные вальки (с ударением на «и») помогают мастеру хорошо провалять тапочки изнутри. Игольчатые валики при нажатии ими на толстый слой войлока прорабатывают его по всей толщине, то есть не только поверхность полотна будет хорошо сваляна, но и в своей глубине оно будет прочным. Кухонная скалка нужна в мастерской также для улучшения качества изделий. На нее можно намотать, например, шарф и вместе с ним покатать скалку по столу, прилагая силу — так полотно проваляется гораздо лучше.
Почетное место в корзине с деревянными инструментами занимает рубель — самое большое приспособление с ребристой поверхностью. Для работы с ним изделие сперва наматывается на скалку, рубель укладывается сверху. Дальше мастер, прилагая усилие, катает рубелем скалку вместе с полотном по столу. Такой серьезный инструмент нужен в работе с изделиями изрядной толщины. Как отмечает наша героиня, рубелями пользовались мастерицы сотни лет назад, но и современные валяльщицы ценят его за эффективность.
Чтобы сделать берет или шляпку, мастера валяния используют специальные болванки. Елена для работы их изготовила сама — разные болванки соответствуют разным размерам головы.
В работе над куртками и жилетками мастер использует манекен. У Лены он стандартного, 46-го размера. «По нему можно ориентироваться и сделать хоть 44-й размер, хоть 48-й. Ближе к финалу уже примеряешь на человека и с учетом особенностей фигуры дорабатываешь. На манекен я примеряю мокрое изделие, а вот для примерки на человека, конечно, сперва сушу. В случае если нужна доработка, жилетку можно снова смочить и еще немного увалять», — делится Елена особенностями рабочего процесса.
Корреспондент:
Удивительно, что из мотков тонких шерстяных волокон можно создать прочное полотно куртки или пальто. Как происходит процесс работы над такими вещами?
Елена Заика:
Сперва снимаю мерки с будущей владелицы, по ним рисую выкройку. На ее основе создаю шаблон вещи — увеличиваю размеры с учетом коэффициента усадки шерсти, то есть рисую ту же выкройку, но раза в полтора больше. У каждого мастера коэффициент усадки свой и зависит от того, какой толщины выкладывается слой шерсти и какой плотности должно получиться в итоге изделие. То есть будущее пальто изначально выглядит просто огромным, но постепенно шерсть сваливается и оно становится похожим на одежду не для великана, а для обычного человека.
Корреспондент:
Сколько времени уходит на изготовление изделий?
Елена:
По-разному, все зависит от сложности. Например, цветок-брошь можно сделать за полтора часа. Рукавицы я делаю часа за три — четыре, а на жилетку уйдет целый день или даже два. Пальто можно изготовить дня за три. Это если работать по 8 – 9 часов в день.
На вопрос, что для Лены стало самым сложным изделием, она отвечает — валенки. Говорит, что физически очень тяжело провалять толстый слой шерсти. Зато теперь мастера греет эксклюзивная обувь, созданная собственными руками.
Украсить работы можно с помощью создания рисунка на поверхности изделия той же шерстью. Но это не единственный метод. Блеск изделиям придают, например, с помощью тончайших волокон вискозы или натурального шелка.
Ими можно создать прожилки на лепестках шерстяного цветка или украсить крылья бабочки-броши.
Совмещение различных материалов позволяет валяльщицам создавать одежду, украшенную изысканными принтами или фантазийными декоративными элементами. В технике декорирования, называемой нунофелтинг, на шерстяное изделие прикладывают фрагменты из ткани и методом трения закрепляют их на шерсти. Из натурального шелкового платка с узором можно вырезать мотив и привалять его к шерстяной поверхности изделия — шелк любит шерсть, хорошо держится на ней. С помощью цветного шифона создаются объемные элементы, волны.
Пикантность шерстяной одежде придают вставки из гипюра.
Один из любимых многими мастерицами материал для декора изделий — стеклянный бисер. Им вышивают поверхность брошей и одежды.
Декор — это чаще всего финальный этап работы над изделием. Но нам интересно, как же из тонких шерстяных волокон получается плотное полотно войлока? Елена готова провести для нас небольшой мастер-класс. Она уже подготовила шаблон, на основе которого будет создан цветок из шерсти.
Из гребенной ленты мастер вытягивает отдельные пряди шерсти.
Шерстью разного цвета покрывается шаблон.
Волокна располагаются от центра шаблона к краям.
Теперь пора смочить заготовку теплой мыльной водой. Напомним, что мыло здесь нужно для того, чтобы шерсть начала скользить, тогда чешуйки на поверхности ее волокон будут цепляться друг за друга.
Еще один из важных инструментов мастера-валяльщика — виброшлифовальная машинка. По прямому назначению она используется в строительстве для шлифовки и полировки поверхностей. Валяльщицы работают ею на начальном этапе сваливания шерсти — это значительно ускоряет процесс. Машинку можно заменить обыкновенной москитной сеткой — ею накрывают будущее изделие, смачивают водой и трут его руками через «москитку». Она здесь нужна для того, чтобы шерсть не смещалась и не прилипала к рукам. При работе машинкой мастер накрывает заготовку пленкой,чтобы шерсть не липла к инструменту и не «разбежалась» в разные стороны.
Дальше мастер начинает работать руками — трет поверхность изделия для того, чтобы шерсть лучше схватилась.
Чтобы цветок не получился плоским и неинтересным, Лена укладывает еще один шаблон и покрывает его шерстью — будет еще один ряд лепестков.
Теперь предстоит продолжительное время поработать в теплой мыльной воде. Мастер надевает перчатки. Лена бережет кожу рук — вода вымывает из нее естественный жировой слой, сушит кожу. Кроме того, из-за долгого трения образуются мозоли — даже в рукоделии есть место профессиональным травмам.
Волокна шерсти, которые изначально располагались в одном направлении, теперь спутались, легли ближе друг к другу, изделие уменьшилось в диаметре.
Пора разделить слои лепестков и удалить шаблон, который все это время прятался внутри изделия.
На следующем этапе мастер обрабатывает края лепестков, чтобы они выглядели аккуратно.
Дальше в дело идет бамбуковая циновка. Будущий цветок укладывается на нее, все вместе скатывается в рулон. Его мастер руками катает по поверхности стола. В это время палочки, из которых состоит циновка, со всех сторон воздействуют на шерсть, еще больше сваливая и уплотняя ее.
После такого массажа изделие все еще мало похоже на мак, но уже стало прочным.
Еще немного мыльных ванн и массажа…
…и, наконец, настала пора красные круги превратить в цветок. Мастер аккуратно вырезает ножницами лепестки.
После этого места, где сделаны срезы нужно еще немного провалять, чтобы шерсть не торчала, а лепестки выглядели аккуратно и не расползлись. И в завершение — промыть изделие, чтобы удалить мыльную воду.
На этом фото хорошо видно, насколько сильно села шерсть в процессе валяния: под цветком — шаблон, на который Елена в начале работы выкладывала шерсть.
Чтобы быть похожим на настоящий мак, шерстяному цветку не хватает коробочки. Ее Лена делает из зеленой шерсти и пришивает к центру изделия.
После того, как цветок высохнет, его можно превратить в брошку, пришив к обратной стороне специальную булавку. Или использовать его как декор другой, более масштабной работы — шляпки, жилетки или сумки.
По словам Елены, освоить валяние довольно легко, а совершенствовать свое мастерство можно и нужно бесконечно. Новичкам в этом деле опытная мастерица советует не отступаться, даже если в первое время результаты работы не радуют. «Никогда не сдавайтесь! Неудача не значит, что нужно все бросить. В любом деле главное — терпение и усердие. И обязательно следите за качеством своих работ. А самые первые изделия лучше оставить себе на память», — говорит наша героиня.
Текст: Алина Логинова
Фото: Алина Логинова, Елена Заика