История возникновения кружева
Где именно зародилось это ремесло, превратившееся в настоящее искусство, доподлинно неизвестно. Единственное, в чем точно можно быть уверенными, что уже тогда кружево разделялось на две категории: оно могло быть шитым иглой или плетеным на коклюшках – тонких точеных палочках. Кажется, что этот вид декоративно-прикладного искусства – исконно русское ремесло, но на самом деле кружевоплетение пришло в Россию из Европы.
Кружевная работа – очень трудоемкий процесс. Сама технология плетеного кружева, в современном его понимании, возникла еще в XV веке. Тогда изделия представляли собой узкую полоску с геометрическим орнаментом и зубчатым контуром. Такие украшения стоили очень дорого, иногда продавались на вес, и позволить их себе могла только аристократия.
Уникальные техники плетения кружева
Ткань кружево может быть выполнена различными способами, к уникальным техникам плетения относятся такие:
- Тамбурный — это метод ручного вязания с помощью крючка. Такой способ позволяет создавать самые маленькие элементы используя одну нить.
- Макраме, также называемое узелковым плетением.
- Хардангер предполагает вышивку узора гладью с последующим вырезанием ткани внутри узора.
- Ришелье, где основой является тонкое полотно (органза, сетка, батист). Узор вышивают стежками разной длины.
- Игольное кружево, где рисунок по схеме на бумаге переносят на ткань тонкой иглой.
- Филейное, где плетение выполняют на сетчатой основе, заполняя квадратные или ромбовидные ячейки.
Плетение кружева на коклюшках
Кроме уникальных техник плетения и выполнения, кружево также можно подразделить на следующие:
- французское;
- итальянское.
Французское кружево
Несмотря на то, что большинство названий кружевной ткани имеют французское происхождение, Франция родиной узорчатого материала не является. Но благодаря попыткам повторить технику итальянского кружева, французские мастерицы создали более разнообразные способы плетения. И сегодня многие модельеры выбирают именно французское кружево для создания своих нарядов.
Самое первое французское кружево — это алансонское. Основой его являлся тюль с шестигранными ячейками, узор по контуру вышивался белым конским волосом и имел вид растительных орнаментов, букетов.
Обратите внимание! На сегодня алансонские кружева ручной работы входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Встретить в продаже ручную вышивку сейчас практически невозможно, так как такой материал производят на машине. При этом выполненное алансонское кружево способом машинной вязки сравнительно недорогое. И зачастую именно данную кружевную ткань используют для украшения свадебных платьев.
Алансонское кружево
Еще один вид популярного на сегодняшний день французского кружева можно считать шантильи, плетеное из черной шелковой нити. Особенностями его являются не только применение нити черного цвета, но и специальной сетчатой основы, которая имеет ячейки в виде сот, а также способ выполнения узора, где по необходимости меняют частоту переплетения нити для создания более объемного орнамента. Края узора при этом обшивают плотной нитью, что делает рисунок выразительнее.
Вам это будет интересно Какие существуют разновидности прозрачных и полупрозрачных тканей
Кружево шантильи
Итальянское расшитое кружево
Италия, являясь родиной кружева, впервые представила миру оригинальную ткань с вышитым узором шов по прорези и с орнаментом ретичелла (плетеного и сшитого иглой). Самые первые итальянские кружева представляли собой узкую полоску ткани с простейшим геометрическим орнаментом. Изначально на ткани вырезали фрагмент и заполняли его кружевом, обычно использовали петельный шов.
Со временем кружево ретичелла начали выполнять не по тканой основе, но и по нитям. Характерными для такой техники узорами были круги, треугольники, квадраты. Позже ретичелла преобразовался в узор, который стал называться Punto in Aria («стежки в воздухе»).
Особенно славилась Венеция своим производством кружева. Венецианский гипюр с момента появления периодически видоизменялся. Первоначально он представлял собой сложные узоры в виде растительных побегов, от которых отходили бутоны различных цветов, соединенных между собой тонкими связками с шипами.
Спустя время орнамент венецианского гипюра становился все меньше, рельеф контура делали менее заметным и практически невыпуклым. Сегодня же можно выделить рельефный и классический гипюр, и обычно используют такую ткань кружево для пошива нарядных платьев.
Венецианский гипюр
Гипюр — положительные стороны и недостатки
Гипюр, как и все виды ажурной ткани, имеет множество преимуществ:
- красивый узор, позволяющий украсить любой наряд;
- гипюровая ажурная ткань для платья представлена в огромном разнообразии от различных узоров, до оттенков;
- такой материал легкий и хорошо пропускает воздух;
- универсальность позволяет его использовать как для дорогих свадебных платьев, так и для более дешевых нарядов.
Естественно, без минусов данный материал не обошелся:
- прозрачность ткани, что требует дополнительной подкладки;
- при пошиве и раскрое необходимо подбирать рисунок, чтобы изделие выглядело эстетично;
- при тонком гипюре можно легко сделать затяжки или разрыв нитей.
Что украшали кружевами в Средние века
Кружевные оборки обрамляли вырезы декольте, выглядывали из рукавов и использовались для декорирования носовых платков. Однако, несмотря на высокую стоимость, у этих изделий было одно неоспоримое преимущество: просто заменив одни кружева на другие, можно было изменить старый костюм до неузнаваемости и снова носить его, как новый. До первой половины XVII века все изделия привозились из-за рубежа. Все изделия были изготовлены из золотых и серебряных нитей. Но позже более простое льняное кружево полностью вытеснило дорогостоящее золотое. Изготавливали изделия в основном для себя, так как этот вид рукоделия требовал очень много времени и трудовых затрат.
Для чего используется кружевное полотно
Кружевное полотно имеет множество вариантов применения. В основном ажурную ткань используют для пошива женской и детской одежды, из нее создают свадебные и вечерние платья, повседневные и нарядные блузки, туники, топы, нижнее белье, чулки, палантины, шарфы и перчатки.
Также ажурное полотно применяют для изготовления декоративных элементов одежды таких, как воротнички, манжеты, тесьма.
Не менее распространено применение узорчатого материала для домашнего интерьера. Можно встретить различные ажурные скатерти, занавески, салфетки, полотенца и постельное белье.
Применение кружевного полотна в домашнем интерьере
Легенда о появлении кружева
Считается, что техника плетения на коклюшках изобретена в Италии и оттуда распространилась по всей Европе. Существует красивая легенда о появлении первого кружева: однажды итальянский моряк, отправляясь в далекое плавание, увидел на морском берегу удивительной красоты водоросль и решил подарить ее своей девушке. После чего он уплыл, а девушка захотела запечатлеть узор, сплетя его из ниток. Переплетая их, она не смогла добиться желаемого результата и догадалась подвесить груз. Так и появилось плетение на коклюшках.
Русское кружево: история и виды
Но на Руси плетеные узоры были распространены еще в глубоком Средневековье, только использовались они в основном в архитектуре – при создании храмов. История русского кружева началась благодаря Петру I. Существует предание, что в 1725 году он вывез 30 кружевниц из нидерландской провинции Брабанты и разместил их в Москве, в Новодевичьем монастыре. В этом месте стали обучать беспризорных детей. Так и начало распространяться кружевоплетение по всей России. Но центрами этого традиционного вида декоративно-прикладного искусства стали два города: Вологда и Елец. В результате основными видами русского кружева стали «елецкое» и «вологодское». Кружевницы произвели революцию в плетении – они начали создавать изделия произвольной формы, сцепляя орнаменты друг с другом.
С появлением моды на западноевропейский костюм русские рукодельницы начали подражать заграничным фасонам и создавать кружевные узоры для украшения платьев, платков, декорирования краев полотенец для аристократии. Первые изделия плелись из драгоценных нитей и использовались для украшения княжеских и боярских одеяний. Но постепенно стал вырабатываться особый традиционный узор.
Особенности российского кружевоплетения
История старинного русского кружева развивалась. А техника его изготовления — менялась. Интересной особенностью русского кружева было разделение на заимствованное для знати и на народное, чей узор сначала создавался интуитивно. Используя простые инструменты: деревянные палочки и нити, — мастерицы изображали на ажурном полотне всю прелесть российской природы. Это стало его главной ценностью. Кружевоплетение в России отличалось оригинальностью и самобытностью, такой рисунок невозможно было вывести из каких-то западноевропейских образцов.
Для того чтобы понять, в чем именно была особенность этих узоров, стоит перечислить лишь некоторые их названия:
- павлинки;
- дубовый лес;
- протекай-речка;
- денежки филейные;
- лапти;
- брошки;
- пышки;
- города;
- вертячий край;
- бараньи рожки;
- блины;
- пава за павой;
- рыжечки;
- рябушка;
- череночки;
- узкие узятки.
В плетении рукодельницы часто использовали волоченое золото и серебро, тканное и пряденое с шелком, золотую и серебряную нить или канитель, различные блестки. В дореволюционные времена работали скупщицы, которые обеспечивали кружевниц работой. Они покупали готовые изделия и перепродавали их. Они же обеспечивали мастериц материалом. Интересный факт: кружевом расплачивался Советский Союз по долгам ленд-лиза после Второй мировой войны.
Материалы для кружевоплетения
Русское кружево могло быть саженным и низанным жемчугом, перьями, пухом и мехом горностая. Подобного разнообразия материалов для кружев, как в России, нигде больше не встречалось. Одних только наименований льняных ниток для плетения существовало около 150 номеров – от самых плотных до почти незаметных. Сама же техника кружевного плетения в старину получила народное название «женское замышление», а мастериц, занимающихся этим видом рукоделия, именовали «плетеями». Сейчас материалы для рукоделия настолько разнообразны, что мастерицы пробуют создавать кружева практически из всего, что есть: из мулине, хлопковых нитей, шелка. Но сначала они всегда выплетают образец, чтобы попробовать, как нить будет вести себя в работе, прежде чем использовать ее в большом изделии.
Для различных техник плетения требуются разные булавки. Для сцепной техники – булавки-гвоздики, а в парной – с круглым кончиком. Нельзя использовать булавки с петельками на концах, иначе нитки будут путаться и рваться. Коклюшки – основной инструмент кружевницы. Опытные мастерицы говорят, что от них зависит не только процесс работы, но и настроение самой рукодельницы. Потому начинающим рукодельницам рекомендуется подбирать этот инструмент индивидуально. Нужно искать свою форму и материал.
Машинное кружево, история. (Жемчужина коллекции скатерть Алансон)
Машинное кружево!
Наиболее успешных машинных технологий производства кружев существует две:на основовязальных машинах и тюлевых машинах.
Основовязальные машины впервые были применены в 1780 году, изделия на них плелись из шелка. Процесс машинного кружевоплетения упростился после введения жаккардовых систем (около 1830 года). После изобретения в 1847 году язычковой иглы механический кулирный станок значительно усовершенствовался. В городе Лестере механик Редгейт скомбинировал ластичную и основовязальную машины. Это был прорыв, потому что эта машина могла плести не только двойное трикотажное полотно, но и кружевное полотно. Существуют машины, которые носят название «рашель-машины». Эти машины названы в честь Элизабет Рашель. В 1830 году французским королем стал Луи Филипп, и он провозгласил начало времени жизненных радостей. В 1833 году состоялось 50 тыс. балов и вечеров, на которых люди не только развлекались, но и демонстрировали свои наряды. В тот же год состоялось 73 театральные премьеры, на многих из них в роли актрисы блистала Элизабет Рашель. Она давала гастроли с театром, в котором играла, «Комеди Франсез» по Европе и Америки. У этой молодой женщины появилось множество поклонников и поклонниц. Поклонники мечтали о ней, а поклонницы начали копировать ее манеру одеваться:покупали короткие жакеты с кружевным воротником и кружевными отворотами, широкие кружевные шали. Таким образом, кружево перестало быть прерогативой дворянства. Потребность в кружеве настолько возросла, что плетеи вручную не успевали плести так много этой изящной паутинки. в Тюрингии выпустила на рынок кружевные шали, названные именем великой актрисы. Позднее, название перешло от шалей к машинам для кружевоплетения.Современные рашаль-машины могут плести разнообразные узоры и разнообразную продукцию: собственно, кружевное полотно, плюш, гардины, сетки и т. д. Эти машины так же, как и основовязальные вертелки, оснащены составными иглами.Вторая технология производства машин для кружевоплетения возникла в 1808 году на основе тюлевой машины. Сети, украшенные различными точками или увеличенными петлями, производились из хлопчатобумажной ткани. Плетеные кружева, наиболее прочные из машинных кружев, напоминают ручные. Они вырабатываются из пряжи низких и средних номеров, от 10 до 100 мм шириной. Тонких плетеных кружев (из пряжи высоких номеров) не бывает. Машинное кружево впервые появилось в 1760 году, а к 1813 году была усовершенствована гардинно-тюлевая машина. После 1832 года хлопчатобумажные нити заменили льняные. В 20 веке многие кружевные паттерны были возрождены и усовершенствованы, и названы кружевами Клуни. Главные современные центры кружевоплетения находятся во Франции, Бельгии, Англии, Ирландии и Италии.
Спасибо! Что зашли, если было познавательно, я рада Мне было интересно узнать, где сейчас производят Алансонское кружево? так, как точно знаю, что Алансон ручного плетение остались только музейные экспонаты. Буду рада если, кто то из гостей поделится дополнительной информацией.
С Уважением, Маргарита!
История возникновения елецкого кружева
Как самое искусное, прославилось елецкое кружево. В Ельце уже существовало искусство плетения на коклюшках – местные мастера изготавливали из шерсти особый шнур, который использовался для украшения солдатских мундиров. Плели его на восьми толстых коклюшках и на подушке – эта техника была очень близкой к той, что использовалась при создании кружева, потому местным девушкам было легче овладеть новым видом рукоделия.
1801 годом датируется первое документально подтвержденное наличие кружева в Ельце. Об этом свидетельствует полотенце, изготовленное в этой технике, с надписью: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна». На полотне – белые кружева, вышитые по контуру фигур золотой нитью. Среди узоров есть изображение оленя, по которому и определили принадлежность изделия елецкой мастерице, так как на гербе города изображено это животное. В пользу этой версии говорит и характерная для елецкого кружева сетка, которая является одним из главных отличий этого вида народного промысла.
Что такое кружево
Большинство людей привыкло видеть кружево в одежде, но на самом деле, этот текстиль используется гораздо шире. Он может быть изготовлен из различного сырья, как натурального, так и смесового или даже синтетики. В зависимости от различных добавок, а также способа производства тканью кружевной может быть невероятно популярный стрейч гипюр, джерси, хлопчатобумажные или полиэстеровые материи.
И все-таки, чтобы лучше понять, что же такое кружево, необходимо углубиться в историю материала.
Небольшая историческая справка
Очень сложно ответить на вопрос, когда именно появилась кружевная ткань. А все потому, что разновидностей таких полотен – бесконечное множество. На Руси еще с XIII века было распространено и востребовано искусство плетения ажурных материй на коклюшках. По сути, именно эту разновидность и можно уверенно назвать исконно нашей, народной. В те времена практически каждая девушка умела создавать потрясающие, легкие полотна самостоятельно. Удивительному искусству обучали с детства, а созданные умелицами ткани считались настоящей драгоценностью.
В Европу описываемое кружево попало гораздо позже – в XVI веке. Тогда оно приобрело новые черты. Европейские мастерицы стали вплетать в красивые узоры разноцветные нитки, что только добавило полотнам оригинальности и самобытности. В XVIII столетии такие кружевные плетения завоевали огромную популярность в мире. Как известно, именно тогда Петр Первый «прорубил окно в Европу», что и послужило толчком для развития определенной моды в одежде. В то время стали особенно популярны французские дизайны, что и отразилось в нарядах российского светского общества.
Сегодня коклюшечные кружевные мотивы настолько разнообразны, что их принято делить по местностям: рязанские, вологодские, новгородские, московские и т.д. Отличается техника, тематика, сложность узоров. Однако по-прежнему очень высоко ценится ручная, а не машинная работа. С течением времени методика усложнилась. Появилось так называемое кордовое кружево. Его отличительная особенность: начальный ажурный узор дополнительно расшивается специальной нитью, придающей рельеф и добавляющей сказочности. Получаются поистине волшебные ткани!
Кроме того, рассказывая о разновидностях кружева, нельзя не упомянуть такие техники, как макраме, фриволите, хардангер, ленточные и игольные способы создания уникальных полотен. Все они отличаются внешним видом, но производят одинаковое впечатление: красота, которая захватывает воображение.
Каждая разновидность родилась в своей стране, поэтому отличается выраженными народными мотивами, элементами, орнаментами. Например, есть потрясающее ирландское, норвежское, английское кружево и другие. Можно уверенно сказать: практически каждая страна отличается собственными решениями в создании изысканных тканых или вязаных ажурных материй.
Описание ткани
Так как кружевных разновидностей огромное множество, описать каждую не получится. Однако у всех ажурных материй есть яркая отличительная черта: филигранный узор, состоящий из повторяющихся элементов. Причем, полотно получается не целостным, а в декоративных отверстиях, которые образуются благодаря особенным способам переплетения нитей (лент, пряжи).
Такие ажурные текстильные материалы гармонично сочетаются с различными видами тканей. Например, очень эффектно смотрится плотный бархат и тончайшее кружево, придающее ему элегантности, воздушности.
Основные отличия елецкого кружева
Искусство местных рукодельниц отличалось особыми, характерными только для этого района, узорами:
- гречишка;
- жучки;
- вороний глаз;
- елецкий цветок;
- паучки;
- жемчужинка;
- звездочка;
- сливка;
- реченка;
- павлинка;
- олень.
Среди мастериц из этого города самыми лучшими считались монахини Знаменского монастыря. Более 200 женщин плели самое искусное кружево, а сам монастырь стал своеобразной школой для рукодельниц. Здесь выполняли заказы на создание украшений для церквей и одежды для священнослужителей, на уникальные изделия из серебряных и золотых нитей для императорского двора.
Виды елецкого кружева
В дореволюционные времена в Ельце плелось русское народное кружево двух видов: аршинное и штучное. Аршинное отменялось и отрезалось, как обычная ткань, мода на него никогда не проходила. Штучными были такие изделия, как скатерти, салфетки, кружевные воротники, — были востребованы не всегда. Кропотливый труд рукодельниц из Ельца стал знаменит на весь мир. В Европе первое знакомство с этим видом русского кружева состоялось на выставке в Вене в 1873 году. Местные эксперты были восхищены мастерством и тонкостью работы и дали высокую оценку этим изделиям. Елецкие кружева выделяются среди других видов этого искусства богатством узора и количеством мелких деталей. Плотность плетения постоянно меняется, а формы цветов и листвы отличаются особым изяществом исполнения.
Достоинства и недостатки кружев ручной работы
Кружевная ткань ручной работы, независимо от техники ее изготовления, все же имеет ряд своих достоинств и недостатков, которые обязательно следует учитывать.
Кружево ручной работы
К достоинствам кружев ручной работы можно отнести следующие:
- применение только экологически чистых и натуральных материалов;
- гигиеничность и высокая воздухопроницаемость;
- безопасность, так как натуральные ткани не вызывают аллергической реакции и раздражения;
- в таком кружеве не скапливается статическое электричество.
Вам это будет интересно Особенности создания камуфляжной маскировочной сетки: выбор ткани для нее
Внимание! К недостаткам же можно отнести только 2 пункта — это высокая стоимость и прихотливость в уходе.
Особенности композиции елецкого кружева
Русское народное кружево из Ельца также выделяется на фоне других особой композицией рисунка: орнамент строится из растительных узоров небольшого размера, таких как розетки, квадраты и необычные решетки. Эту работу выполняли главным образом представительницы купеческих и помещичьих семей, но затем искусство распространилось в деревнях и селах, главным образом благодаря крепостным девушкам. В ранних работах чаще всего встречаются геометрические рисунки с решетками. Растительные орнаменты появились позже. Детали в них чередуются и создают ритм, который сливается в единое и гармоничное полотно с особым смыслом.
Как создавались орнаменты
Этот вид рукоделия часто ассоциируют с морозными узорами или тонкой паутинкой, а мелодичный перезвон коклюшек называют музыкой. Однажды скульптор Сергей Коненков описал в одной фразе все своеобразие елецкого кружева: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом». Рукодельницы действительно создают свои композиции, внимательно наблюдая за окружающей реальностью и природой, повторяя то, что видят, в своих работах, что наделяет обычные бытовые вещи особым, сакральным смыслом. Это работало и в обратном направлении: окружая себя красивыми и уникальными вещами, люди привыкали видеть красоту и в мире вокруг себя.
Русское кружево на коклюшках: технология изготовления
Техника ручного кружевного плетения за несколько веков осталась неизменной: подушка, коклюшки, подставка и булавки с нитями, а также мастерство рукодельницы – вот и все, что необходимо для изготовления изящного и тонкого изделия. Подушка – это валик, туго набитый соломой, чтобы хорошо держал форму. На нее крепятся булавки-гвоздики, которые вставляют для закрепления переплетенных нитей. Сверху валик обшивается тканью белого цвета, чтобы случайно не окрасить кружево в процессе роботы.
Коклюшки изготавливаются из древесины твердых пород – чаще всего это клен, береза или дуб. В старину палочки для плетения кружев сначала выпаривались в русской печи. В качестве топлива использовалась солома или сено. Затем изделия высушивались на свежем воздухе и обрабатывались, для придания нужной формы. Часто дерево выдерживают в специальных условиях несколько лет, чтобы получить идеальный инструмент. Перезвон коклюшек во время плетения также имеет большое значение – чем он чище и мелодичнее, тем выше их качество.
Отличия елецкого и вологодского кружева
Количество деревянных палочек во время плетения может достигать сотни – потому человеку, далекому от технологии изготовления кружев, кажется невероятным то, как мастерицы умудряются не запутаться в переплетении нитей. Однако опытные кружевницы уверяют, что в их работе нет ничего сложного и запутаться невозможно, так как все коклюшки идут парами – отработанная пара отодвигается в сторону. Если освоить работу с десятью парами, далее количество коклюшек уже перестает иметь значение. Отсюда и название этой техники плетения – парное или многопарное, так как сосчитать все участвующие в процессе палочки очень сложно. Именно такой метод был типичным для Ельца.
Другое наименование этого вида кружева — мерное, так как оно измерялось метрами. Из Вологодской области в Елец пришло сцепное кружево, которое, в отличие от мерного, выполняется небольшим количеством коклюшек по своеобразному рисунку-схеме, нанесенному на специальную плотную бумагу – сколку. Название происходит от слова «скалывать», так как в старину схемы не перерисовывались, а скалывались на бересту. Рисунки стоили очень дорого и часто деньги на них собирали всей деревней. Но схемы часто оказывались неточными, и кружева получались неровными.
Виды и их свойства
Сегодня существуют самые разные виды кружева: от классического коклюшечного ручной работы до относительно новых материй, произведенных специальными машинками. Конечно, первые считаются элитными и стоят намного дороже вторых. Выделим наиболее распространенные техники:
- плетеное (оно же коклюшечное) кружево – выполняется на специальных коклюшках, которых только в одной работе может быть задействовано от пары десятков до нескольких сотен;
- ленточное – создается из ленточек разной ширины, выглядит сказочно, подходит для создания оригинальных нарядов, стильных аксессуаров, предметов домашнего интерьера;
- узелковое – сюда относятся такие известные способы плетения, как фриволите (создается при помощи челнока) и макраме;
- шитое – фантазийные ажурные материи, созданные техниками игольного кружева и хардангера, отличаются очень тонкими, изящными рисунками;
- вязаное – такие полотна получаются не переплетением нитей, а вывязыванием петель при помощи спиц или крючка.
Внутри перечисленных видов выделяются разнообразные подвиды. Например, превосходное кружево, создаваемое из крученых ниток. Оно тоже плетеное, но выглядит немного по-другому, а также более плотное по сравнению с обычными вариантами.
Различаются описываемые текстильные материалы и в цветовых решениях. Долгое время существовало только белое кружево. Оно выглядело нежно, прочно ассоциировалось с женской чистотой, невинностью. До сих пор используется в украшении свадебных нарядов.
Дизайнеры предлагают самые разные расцветки. Например, сейчас популярно черное кружево. Удивительно, но такой, казалось бы, мрачный цвет есть, и он очень моден. Оно смотрится стильно, дерзко и подходит самым разным костюмам. Красное кружево (в том числе и на подкладке) – идеальное дополнение ярких сценических образов. Кроме того, оно часто используется для создания сексуального нижнего белья. Не менее востребованы мятные, коралловые, синие, голубые, розовые, желтые, золотистые, серебристые и другие оттенки.
Основные элементы кружевного плетения
Хотя методы плетения в обоих случаях были различными, в их основе все равно оставалось переплетение нитей. При цепном способе вначале изготавливают тесемку, ориентируясь на сколок, а затем она сцепляется в нужных местах. Парная техника плетения не такая гибкая из-за большого количества пар коклюшек. Потому изделие обычно выполняется сверху вниз.
Сколок крепится к подушке, и по нему выплетается узор, который изгибается плетеной полоской. Выплетается этот вид русского кружева крючком – с его помощью соединяются места изгибов. Количество пар коклюшек обычно не превышает 12. Минимум используется 6, но по мере плетения их число меняется.
Вологодские узоры русского кружева на коклюшках, так же как и елецкие, состоят из 4 основных элементов: плетешок, полотнянка, сетка и мушка. Плетешок – основа, с которой начинается обучение каждой кружевницы. Затем учатся плести полотнянку и сетку и только после них — мушку. Все сложные орнаменты состоят из этих деталей, как музыка состоит из нот.
Опытные мастерицы говорят, что освоить искусство плетения способен каждый, главное – это усидчивость. Для того чтобы накрутить нить, рукодельница кладет коклюшку на колено и несколько раз прокатывает, пока та не займет все отведенное для нее углубление. Существует и русское кружево крючком, которое плетется без использования коклюшек.
Виды кружевной ткани
В настоящее время современные технологии способствуют изготовлению кружева на хлопке, а также шелке и однотонных и комбинированных цветных материалов. Выделяют несколько видов кружева:
- игольное (данная кружевная ткань плетется на органзе и батисте посредством иголки и нити). На кальке вычерчивается схема, далее по линиям выполняются контуры с декором и заполняется полотна нитями, калька отпаривается.
- хартангер (изготавливается на белом льне, изначально по контурам вышивается рисунок, ножницами вырезается середина, а сверху посредством формируется паутина)
- ришелье (используется батист, муслин, а также капрон и перкаль, на швейной машине обметочными швами прошивается контур, а после вырезается сама ткань.
Кружево в современном мире
В настоящее время искусством кружевоплетения увлекаются тысячи рукодельниц. Они усердно трудятся, создавая из нитей аналоги настоящих живописных полотен. Мастерицы сохраняют и продлевают жизнь традициям старинного русского кружева. Мерный стук деревянных коклюшек рождает изящное и тонкое плетение, которое со временем не теряет своей актуальности, а лишь становится все более ценным. Воздушное и изящное кружево в русском стиле стало атрибутом красоты и утонченности.
Мир моды постоянно обращается к этому искусному ремеслу. Современные модельеры совмещают русскую вышивку, кружево и современные материалы. Стремясь уйти от унификации одежды, создать индивидуальный стиль и образ, дизайнеры обращаются к народным традициям и создают эксклюзивные вещи, которые, однако, стоят недешево и не всегда доступны людям со средним достатком. Но Елецкая фабрика старается создавать изделия, которые будут по карману разным слоям населения: от небольших сувениров до роскошных шалей и платьев.
Будущее кружевных изделий
Кропотливый и тяжелый труд рукодельниц не позволяет сделать этот вид ручной работы объектом массового производства. Именно поэтому различные виды русского народного кружева так высоко ценятся в индустрии моды. Елецкие кружевницы продолжают работать традиционным методом, стараясь не использовать машинное плетение. Но, чтобы идти в ногу со временем, мастерицы стараются следовать основным модным тенденциям. Цветовая палитра ниток, из которых создаются изделия, значительно изменилась. В старину использовались в основном белые или серые оттенки. Теперь популярность набирает цветное кружево – красное, бирюзовое, голубое. Эти тона меняются, в зависимости от современной моды.
Елецкая кружевная фабрика до сих пор использует в основном ручной труд, комбинируя в своих изделиях различные народные ремесла. Но стали появляться подделки, изготовленные машинным способом в восточных странах. Потому, стараясь сохранить традиционные узоры и не позволить им превратиться в унифицированный шаблон, кружевницы оберегают свой труд и пытаются предотвратить копирование работ. Потому на большинстве выставок запрещено делать фото русского кружева. Елецкая фабрика сотрудничает с современными дизайнерами, создавая вместе с ними новое прочтение для изделий традиционного ремесла. Она старается расширять производство, но не боится нововведений, продолжая развивать этот вид искусства.
Состав
Вообще, нитки для кружев сегодня могут быть любыми. Раньше они производились только из натурального сырья, преимущественно – хлопка или шелка, но могли использоваться и шерстяные или льняные волокна. Кстати, в зависимости от выбранного материала, а также особенностей рисунка, узорчатые материи бывают как практически невесомыми, так и достаточно плотными.
Техника изготовления развивалась. Постепенно кружевное полотно научились производить из металлизированных нитей, создавая фантастический по красоте текстиль. Ну а с развитием полимерной промышленности, удивительные материи стали изготавливать из синтетики, тем самым значительно увеличив их срок службы. Неоспоримое преимущество полиэфирных нитей в их повышенной прочности, а также возможности создавать любые плетения. Полотна получаются прочными, красивыми и по-настоящему долговечными.
Теперь, когда вы знаете, как и из чего делают кружево, пора перейти к подробному описанию его разновидностей.