Семантика пуговицы
В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию. Также, согласно словарю Даля, в русских диалектах долго сохранялось название «пугалка». Так называли специальный аксессуар-колокольчик, который прикрепляли к воротничку или вешали на цепочку. С древнего санскритского «пуга» — это «кнут», а «вица» — «розга», «прут», «хлыст». И получалось, что пуговицу называли пугохлыстом, кнутовицей или пугопрутом. То есть также имелась отпугивающая функция.
С английского языка «пуговица» (button) обозначает «бутон» — нераскрывшийся цветок. Это наводит на мысли, что в Западной Европе маленькие детали одежды выполняли не скрепляющую, а эстетическую, декоративную функцию. Согласно романской интерпретации, существовали созвучные слова с ударением на первый слог: «батон», «ботон» и «ботао». Они означали «пронзать», «прокалывать», «протискивать».
«Пуговица» на арабском языке является омонимом розы и звучит как «зарра». А вот с древнеперсидского перевода это слово означает «золото». Можно предположить, что в давние времена пуговицы в тех местах символизировали солнце, и потому отливали их исключительно из драгоценных металлов.
Форма пуговиц дафлкота
В холода дафлкот действительно очень удобен: вам не понадобится снимать перчатки, если вы захотите расстегнуть или застегнуть пальто. В дополнение к четырём «клыкам» теперь пальто иногда комплектуется застёжкой-молнией, спрятанной под пуговицами, хотя классические модели всё же обходятся без неё.
Итак, как же выглядит застёжка на современных дафлкотах?
- четыре продолговатые пуговицы;
- кожаные или текстильные шнурки и прочные навесные петли;
- у классических моделей-флагманов — «моржовые клыки» из натурального рога или из дерева.
Роговые пуговицы и кожаные петли дафлкота
В общем-то, если вы приобрели дафлкот и вас устраивает в нём всё, кроме пуговиц, их всегда можно заменить. Интернет-магазины предлагают широкий выбор разных пуговиц: и деревянные, и вырезанные из рога, и современные пластиковые, и разнообразные винтажные, всех форм и размеров. Есть даже пуговицы в виде патронов: сделанные вручную специально для дафлкотов, золотистые пуговицы выполнены из настоящих пуль, уже абсолютно безопасных, разумеется. Такая застёжка, безусловно, порадует поклонников стиля стимпанк и любителей всего оригинального, но на классический дафлкот «патроны» лучше не пришивать.
Разновидности
Благодаря тому что у пуговицы история очень богатая, этот элемент одежды сегодня представлен во всевозможных цветах и формах. Самыми распространенными являются плоские круглые варианты. Но также можно встретить выпуклые, шарообразные, овальные, цилиндрические, треугольные, квадратные, в виде животных и другие пуговицы. Каждая форма придает своеобразный стиль, поэтому модельеры и рукодельницы тщательно выбирают пуговицы, чтобы они сочетались с тканью и фасоном одежды.
Большим спросом пользуются элементы с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, реже – с тремя. Например, такие перламутровые пуговицы стали отличием мужских рубашек марки «Ван Лаак». Застежки с одним отверстием сквозные (похожи на плоские бусинки) либо имеют ушко, за которое и крепят нитками. Разновидность для джинсов не пришивают, а устанавливают на одежду. Такая пуговица имеет твердую ножку-гвоздик и плавающую шляпку. Также существует канадка. Она имеет отверстия и две продолговатые щели, через которые и крепится с помощью ленты.
Кроме туго, пуговицы различаются по размеру. Большие и толстые застежки пришивают на плотные ткани и верхнюю одежду. А тонкие и маленькие перламутровые пуговицы идеальны для легких материалов.
Одежная фурнитура
Пуговицы, применяемые при изготовлении одежды, могут быть классифицированы следующим образом.
1. По назначению — пальтовые, костюмные, платьевые, брючные, бельевые, форменные и детские.
2. По размерам, т. е. диаметру пуговиц, в мм.
3. По материалу пуговицы подразделяются на галалитовые, акрилатовые, целлулоидные, металлические, стеклянные, роговые, костяные, перламутровые, деревянные, пресспорошковые и др.
4. По внешнему виду пуговицы подразделяются: а) по форме — круглые, овальные, продолговатые, шарообразные, полушарообразные, вогнутые и т. д.; б) по характеру лицевой поверхности — гладкие и рельефные и в) по окраске — черные, белые, цветные, пестрые, под черепаху, под рубин, под янтарь и т. п.
5. По способу прикрепления к одежде пуговицы могут быть с двумя или четырьмя отверстиями, располагающимися в центре пуговицы, и глухие, с точечным или проволочным ушком на нижней части пуговицы.
Пальтовые пуговицы выпускают размером (диаметром) 26 мм и больше, костюмные (для мужских пиджаков, толстовок, курток, женских жакетов и т. д.) — 20—25 мм, платьевые (для женского и детского платья) — 12 мм и больше, брючные — 14—17 мм, бельевые (для мужского, женского, детского и постельного белья) — 10—19 мм, форменные — 14, 18, 22 и 24 мм.
Пуговицы, предназначенные для мужской одежды, должны отличаться простотой формы и отделки. Они обычно круглые, плоские, с небольшим углублением или выпуклостью с лицевой стороны.
Пуговицы для женской одежды (пальтовые, жакетные и платьевые) вырабатывают самой разнообразной формы и отделки: плоские (круглые, овальные, трех- и четырехугольные, с различной отделкой лицевой стороны — гладкой, выпуклой или с рельефным рисунком), шарообразные, цилиндрические и др.
Основные свойства пуговиц определяются главным образом свойствами материалов, из которых они вырабатываются. В зависимости от материала пуговицы могут вырабатываться механическим способом (резанием), штампованием, прессованием с последующей отделкой. При механической обработке вырезают кружочки (заготовки) нужного диаметра, которые затем обтачивают, фрезеруют и отделывают. При штамповании заготовки вырубают из листового материала с одновременной штамповкой нужного рисунка на лицевой стороне. Из пресспорошков пуговицы изготавливают прессованием. Для этого порошок соответствующего пластика засыпают в обогреваемую пресс-форму, где под действием высокой температуры и давления он расплавляется, а после охлаждения затвердевает, принимая форму пресс-формы. При поломке пуговиц из пресспорошка, отчетливо видна их зернистая структура.
Ниже приводится характеристика основных видов пуговиц, используемых при изготовлении одежды (табл. VI-8).
Таблица VI 8
Характеристика основных видов пуговиц, используемых при изготовлении одежды.
Название пуговиц | Материал | Способ производства | Способ окраски | Назначение | Размеры и форма в мм | Основные свойства пуговиц |
Галалитовые | Галалит — белковый пластик, получаемый из казеина пластификацией и формованием с последующим дублением и сушкой | Механическая обработка | Окрашенные в массе | Для мужских костюмов и пальто | Круглые диаметром 14—42 мм с двумя и четырьмя отверстиями | Твердые, блестящие. Имеют малую термостойкость, при температуре 85—120°С размягчаются и теряют форму. При увлажнении теряют твердость, после высыхания — тускнеют |
Пресспорошковые | Полиметиловый порошок, обрабатывается жирами и растворителями | Механическая обработка | Окрашенные в массе | Для женских платьев, костюмов, блузок | Разнообразных форм и размеров с двумя и четырьмя отверстиями или ушком | Красивый внешний вид. Нестойкие к действию пара, воды и высокой температуры |
Аминопласты, получаемые при конденсации мочевины и ее производных с альдегидами | Механическая обработка | Окрашенные в массе или бесцветные | Для женской и детской одежды | Разнообразных форм и размеров с двумя и четырьмя отверстиями или ушком | Прочные, устойчивые к воде и высокой температуре. Не горят. Устойчивы к растворам кислот (кроме концентрированных) и недостаточно устойчивы к щелочам | |
Акрилатовые | Акрилат (плексиглас, оргстекло) — бесцветный прозрачный пластик, получаемый полимеризацией различных производных акриловой и метакриловой кислот | Механическая обработка | Окрашенные в массе, бесцветные прозрачные, с цветным рисунком | Для верхней одежды (пальто, костюмов), женских и детских платьев и блузок | Разнообразной формы, диаметром 11—46 мм | Обладают высокой прочностью, свето-, водо- и морозоустойчивостью. Легко окрашиваются в различные цвета. Недостатком является невысокая теплоустойчивость. При температуре выше 60°С они размягчаются |
Целлулоидные | Целлулоид (нитро-целлулоид) — пластифицированная камфарой нитроцеллюлоза | Механическая обработка, способом выдувания с помощью горячего пара и штамповкой | Окрашенные в массе | Для женских и детских платьев и костюмов | Разнообразной формы, диаметром 15—42 мм | Обладают достаточной твердостью, устойчивостью к действию воды, но не устойчивы к действию щелочей и кислот. При низкой температуре они делаются хрупкими. При температуре от 80°С и выше целлюлоза размягчается, а при температуре 160—180° С загорается |
Перламутровые | Раковины морских и пресноводных моллюсков | Механическим способом с последующим отбеливанием в слабом кипящем растворе соляной кислоты | — | Для женских и детских костюмов и пальто, а также для белья | Чаще круглые диаметром 10—20 мм с двумя или четырьмя отверстиями | Отличаются специфическим переливающимся блеском. Устойчивы к действию воды, высокой температуры, растворов щелочей и кислот |
Стеклянные | Размягченное стекло особого сплава | Прессование | Окрашенные в массе | Бельевые и отделочные | Различной формы, с двумя и четырьмя отверстиями или ушком | Отличаются хрупкостью |
Роговые | Из копыт и рогов | Механическая обработка | Окрашенные и натурального цвета | Для верхней одежды | Различной формы, размером 15—32 мм | Коробятся от горячей воды и размягчаются, края пуговиц плохо поддаются шлифовке и поэтому сравнительно скоро перерезают нитки |
Деревянные | Из самшита, березы и клена | Механическая обработка | Окрашенные в различные цвета | Для верхней одежды | Чаще круглые с двумя и четырьмя отверстиями | Недостаточно прочные на излом, от воды теряют форму и блеск |
Костяные | Из поделочной кости | Механическая обработка | Отбеленные | Для бельевых изделий | Круглые диаметром 10—22 мм | Обладают прочностью на излом. К недостатку пуговиц относится пожелтение с течением времени |
Отделочные металлические | Из мягкой стальной ленты | Штампованием | Окрашенные в различные цвета | Для верхней одежды | Разнообразных форм и размеров | Очень прочные |
Качество пуговиц устанавливают по результатам внешнего осмотра, а также на основании показателей их основных свойств.
При внешнем осмотре пуговиц устанавливают правильность их формы, размеров и рисунка на лицевой стороне. Пуговицы должны быть без царапин, трещин, пятен, не иметь острых краев и заусениц. Последнее требование относится к отверстиям, так как нитки, удерживающие пуговицу, могут быстро перерезаться об их острые края.
Пуговицы должны быть прочными и неломкими. При свободном падении с высоты 1,5 м пуговицы не должны получать повреждения. Они должны обладать стойкостью к действию воды.
Водостойкость устанавливается следующим образом: пуговицу, предварительно взвешенную, помещают на 24 ч в воду, температура которой 17—23°С, после чего опять взвешивают. Водопоглощаемость пуговиц в процентах рассчитывается по формуле, приведенной на стр. 192. Водопоглощаемость пуговиц из аминопластов не должна превышать 2%, из целлулоида — 3%, из галалита — 7%.
Пуговицы не должны изменять окраску, форму, внешний вид под действием солнечных лучей. Для получения характеристики светостойкости пуговиц одну половину пуговицы плотно закрывают черной светонепроницаемой бумагой, другую оставляют открытой. В таком виде пуговицу в течение 3 ч подвергают облучению кварцевой лампой, отстоящей от нее на расстоянии 1 м. После этого сравнивают обе половины пуговицы.
При кипячении в мыльном растворе (5 г мыла, 3 г кальцинированной соды на 1 л воды) пуговицы не должны изменять окраску, форму и внешний вид. Образование трещин также не допускается.
- Назад
Функции застежек
Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?
1. Утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды.
2. Информационную. По пуговице можно определить должность или статус.
3. Магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги.
4. Декоративную. Иногда застежки пришивают в качестве украшения.
Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.
История пуговицы длинная и красочная
Вопрос на сегодня: откуда взялись пуговицы? Кто-нибудь думал о застегивании одежды? Ну, каково происхождение этих мелочей, которые так сильно помогают нам в повседневной жизни, что мы даже не задумываемся, откуда они взялись? Они всегда были с нами. Всегда? Почти всегда.
Мир меняется, мода проходит мимо, люди очарованы новыми изобретениями, а пуговица остается пуговицей. Поколения детей играли в пуговицы, суеверные граждане хватались за них при виде трубочиста и крика: «Вы получите пуговицу!», который веками вы могли слышать на улицах. Пуговицы завораживают, потому что, хотя они являются обычными предметами, они скрывают секреты людей, которые их носили. Люди сделали пуговицы, а потом пуговицы сделали историю.
Пуговицы и аналогичные предметы, которые использовались в качестве украшений, были известны еще во времена цивилизации долины Инда (около 2800-2600 гг. до н.э.), а также в бронзовом веке в Древнем Китае (2000-1500 гг. до н.э.) и древнем Риме. Цивилизация долины Инда использовала пуговицы из ракушек в основном в декоративных целях, они принимали геометрические формы и имели отверстия, чтобы их можно было прикрепить к одежде.
Ян Макнейл (Ian McNeil) (1990) утверждает, что на самом деле, первоначально пуговицы выполняли декоративную функцию, а не поддерживали одежду. Самые старые известные ученым пуговицы были найдены в Мохенджо-Даро в долине Инда, они сделаны из ракушек и им более 5000 лет.
Древние застежки
Изначально первобытные люди не использовали пуговицы, а завязывали узлом кончики одежды или продевали один кусочек в отверстие другого. Позднее они уже догадались использовать пояса, шнуровку и булавки из косточек, палочек, камушков, шипов растений и других подручных материалов. В Древнем Египте уже был популярен способ скрепления с помощью пряжек. Самые старинные находки датируются 2800 годом до нашей эры.
Позднее (где-то в 2000 году до нашей эры) люди стали изготавливать металлические и глиняные бесформенные шарики с отверстиями. Но некоторые экземпляры были настолько аккуратными и точными, что их можно было прикрепить при помощи нити. Также находили пуговицы из ракушек, которые, скорее, использовались в качестве украшений. Что примечательно, застежки, изготовленные из панциря моллюсков, популярны и по сей день.
Как отмечают археологи, находки из камня, которые датируются 1500 годом до нашей эры, можно причислить к функциональным. То есть люди их использовали для застегивания, а не в качестве украшений как ракушки. Еще один доступный материал – это дерево. Но элементы одежды из него не находили. Можно только предположить, что деревянные пуговицы также были распространены. Но ввиду своих свойств попросту сгнивали и не сохранились до нашего времени.
Форма и поверхность
По форме пуговицы бывают самые разнообразные. Круглые, квадратные, овальные, цилиндрические, шарообразные, треугольные, сложной формы и т. д.
По фактуре — рельефные и гладкие.
По способу крепления — с круглыми отверстиями (2, 3 или 4), с продолговатыми отверстиями для тесьмы, с отверстием на ножке. Последние часто используются на верхней одежде и изделиях из материалов большой толщины. Ножка дает пространство для ткани, и пуговица не слишком сильно прижимает ее. На тканях средней толщины таким же образом можно использовать и плоские пуговицы, достаточно сделать «ножку» из нитки.
Пуговицы как амулеты
Сегодня мало кто помнит, что элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. Среди них выделяют камушки, бусы, вышивки, колокольчики и псевдозастежки, которые крепились на цепочку или воротничок. Например, в Новгороде была найдена рубашка с крупной красной пуговицей. Она ничего не застегивала и точно не служила украшением. Красный цвет у славян отпугивал нечистую силу и был популярен. Потому можно утверждать, что пуговица в данном случае была оберегом. У китайцев к магическим мотивам относятся всевозможные узлы-застежки, из которых самый известный – «кулак обезьяны».
Также в полые металлические или деревянные пуговицы помещали дробинку, круглый камешек или кусочек олова, которые при движении издавали приглушенный звук, как у бубенца. Их как обереги помещали на цепочку или пришивали к одежде. Еще в качестве талисманов использовали плоские кругляши с четырьмя отверстиями. Здесь большое значение имел способ пришивания такой пуговки. Например, для привлечения богатства стежки нужно сделать в виде буквы Z, для сохранения богатырского здоровья и красоты – в виде крестика.
О пуговицах
Пуговицы различаются по типу крепления — прокольные (с 2 или 4 отверстиями), на ножке и без ножки, по материалу — пластмассовые, металлические, перламутровые, а также из кости, рога и пр. Для классических мужских костюмов и пальто можно подобрать круглые пуговицы с небольшим бортиком или совсем плоские, с 4 проколами. Такие пуговицы, как правило, нужны в комплекте: размер 32? (21 мм) – 3-4 штуки для бортовой застежки, и, в зависимости от модели, 2-4 на карманы, размер 24? (15 мм) – 8 штук для шлиц рукавов, по 1 для клапанов задних карманов брюк и 1-2 для пояса. Цвета костюмных пуговиц в основном классические — чёрный, тёмно-синий, оттенки серого и коричневого. В женской одежде применяются разнообразные пуговицы на ножке, на потайной ножке, прокольные (как правило, с двумя проколами). Для пальто мы рекомендуем пуговицы больших размеров (40-70 мм), в нашей коллекции есть пуговицы различной формы — круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные. Пальтовые пуговицы бывают гладкие непрозрачные, с эффектом «солнечного зайчика», бывают с прозрачными вставками, через которые видно фактуру и цвет ткани. Для женских костюмов используются пуговицы среднего диаметра – 18-28 мм, для блузок и платьев – 11-16 мм. В нашей коллекции все дизайны пуговиц представлены в различных размерах и цветах (от двух до восьми размеров, от 2 до 20 цветов), и вы можете подобрать вариант, идеально подходящий для вашей модели одежды. Для застежки шуб наравне с крючками, которые несут исключительно утилитарную нагрузку, используют крупные декоративные пуговицы с разнообразными эффектами и инкрустациями. Со вкусом подобранная пуговица оттенит благородство меха и внесет завершающий штрих в созданный вами образ. Для одежды в фольк-стиле мы предлагаем пуговицы более сложных и интересных форм, и, в первую очередь, пуговицы-клеванты. Они состоят из собственно пуговицы и ответной части-застёжки, пришитых на разные борта. Основная часть клеванта, как правило, пришивная пуговица, ответная может крепиться к ней на шнур, цепочку, крючок, магнит, или защелкиваться на кнопку. В этом случае вам нет необходимости прорезать петли. Такие пуговицы особенно хороши для одежды из кожи, меха, из толстых тяжелых тканей – сукна, драпа, твида, плотного трикотажа, а также для вязаных пальто. Для нарядных жакетов и пальто из плотных материалов можно использовать изящные металлические застежки со стразами, выполненные по принципу клеванта. Цвет металлического покрытия может быть различным – светлый никель, черный никель, медь, олово, бронза, золото. В соответствии с традициями клубной и форменной одежды можно использовать металлические пуговицы с тиснеными рисунками. Такие пуговицы прекрасно дополнят клубный пиджак, придадут элегантность и строгость гимназической форме, особенно решенной в английском стиле, с использованием шотландки. Для одежды в спортивном стиле, особенно из джинсы, вельвета, плотного хлопка можно использовать и специальные джинсовые пуговицы, которые ставятся специальным прессом, и пришивные металлические пуговицы, чаще прокольные, гладкие, с ободком или с орнаментом и надписями. Для блузок в спортивном стиле и мужских сорочек используются классические сорочечные пуговицы, в 4 прокола, с ободком, из стержневого полиэфира с перламутровым эффектом, в широкой цветовой гамме – в среднем более 20 цветов. Для основной застежки сорочек мы рекомендуем пуговицы диаметром 11 мм, для пристегивания углов воротничка – 9 мм. Всегда в фаворе классические перламутровые пуговицы с двумя или четырьмя проколами. Они хороши и на цветных блузках, и на платьях из натуральных тканей — шелка, льна, хлопка, тонкой джинсы. Для платьев и костюмов в натуральной цветовой гамме из хлопка, льна, рогожки, чесучи вы найдете в продаже пуговицы из «экологический» коллекции. Помимо перламутровых, в неё входят пуговицы из кокоса, бамбука, а также из пластика, обработанного как имитация дерева и рога. Размеры варьируются от 11 до 28 мм. Для нарядной одежды (блузок, платьев) мы предлагаем стеклянные пуговицы-стразы. Как недорогой аналог можно использовать акриловые пуговицы-стразы. Нельзя не упомянуть о пуговицах для детской одежды. Для их производства используется пластик, крашеный в массе, для того, чтобы в процессе носки и стирки они не теряли окраску. Мы предлагаем пуговицы для детской одежды различных форм, дизайнов и цветов. Использование пуговиц не ограничивается только утилитарной функцией застежки. Из них можно сделать оригинальные украшения для дома (ваза), расшить шляпу, сумку, текстильную обувь, сделать оригинальные украшения в стиле hand-made (ожерелье). Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом для творчества. Попробуйте вместе с ребенком с помощью пуговиц и клея соорудить миниатюрные смешные поделки. И не нужно покупать дорогие развивающие игрушки, просто проявите фантазию. Применение пуговиц в играх способствует развитию мелкой моторики, осязанию, координации движения, эмоциональному и творческому развитию и как следствие, речи и способности к письму. Ассортимент подробно представлен в каталоге в интернет-магазине.
Инновационные идеи
В 16 веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!
Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу. А уже в 18 веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ художников Ватто и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета.
Пуговица как визитная карточка
В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Количество пуговиц, их форма, изображенные на них узоры или знаки говорили о положении, статусе, близости к власти или заслугах. К каждому виду одежды число пуговиц было строго определенным. Например, на шубу пришивали 8, 11, 13-16 застежек, а на кафтан — 3, 8, 10-13, 19. Больше всего пуговок должно было быть на тегиляе, стеганом доспехе с коротким рукавом, в котором ходили ратники. Также имел значение материал изделия. Например, одеяниям Ивана Грозного полагалась золотая пуговица. Причем на одном кафтане она была представлена в количестве 48 штук, а на другом блистало 68 таких застежек.
Воинские звания тоже можно было различить по пуговицам. У офицеров они были серебряными или золотыми, а у солдат – бронзовыми, медными, оловянными или латунными. У гвардии и генералитета на застежках были гербовые рисунки, то есть с орлом. А полки, которыми руководили представители императорской фамилии, носили пуговицы с изображением короны. В дальнейшем знаковая роль продолжала развиваться. Пуговица могла подсказать, к какой профессии относится человек: военнослужащего, государственного чиновника, ученого и так далее. Некоторые эмблемы используются и в наше время. Это золотая пуговица с якорем на морских мундирах и с дубовыми веточками у лесничих.
Филобутонистика — коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц
Добрый день уважаемые читатели. Сегодня мы открываем публикации по филобутонистике — коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их назначение, истории возникновения, конструктивных особенностей, методах чистки и о всем что связано с Пуговицами!
Я сам коллекционер старинных пуговиц, желая дать людям свои знания в области филобутонистики 16 сентября 2015 года была создана группа в ВК
Людей увлекающихся коллекционирование пуговиц, называют филобутонистами. Коллекционируют они абсолютно разные пуговицы, кто- то мундирные, ведомственные, кто- то гражданские пуговички-гирьки, кто -то современные и периода СССР, из различного материала металл, стекло, пластика, дерево, кости и т.д.
Мундирные пуговицы изучались, появились каталоги определители видов. Пуговицы же гражданские, то есть пуговицы обычных людей, не состоящих на государственной службе, мало изучены, отсутствуют каталоги, определители.
Мы попробуем разобраться в истории возникновения пуговицы, ведь пуговица — свидетель эпохи. И показать людям типы пуговиц, материал, из которого они изготовлялись, примерный период использования.
Застежки в мужских и женских костюмах
Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее.
Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее.
Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских – слева.
Фурнитуры для одежды: виды элементов
Тип застежки определяется назначением швейного изделия, его конструкцией, характеристиками материалов, дизайнерской фантазией.
Классификация застежек:
Внешний вид | От низа до верха
С отворотом лацкана Сквозные Несквозные |
Обработка | Внутри шва, рельефа
В разрезе |
Конструкция | С обтачкой
С окантованным срезом С планкой С подбортом |
Способы застегивания | «Молния»
Пуговицы на петли Крючки и петли Контактная лента — «липучка» Запонки, пукли |
При расположении впереди, на боковой детали мужской одежды верхняя сторона застежки левая, женской — правая, и, наоборот, при расположении на спине.
Молнии
Замок-бегунок разъединяет 2 тканевые полоски с зубцами или спиралью либо соединяет их в сплошную линию. Чтобы замочек не выскочил, а детали не разъединились «самостоятельно» на верхних и нижних концах ленты есть ограничители. Фиксация бегунка на молнии обеспечивается расположенным на нем специальным шипом.
Классификация молний по:
- конструкции — разъемные и неразъемные;
- количеству замков — 1 или 2;
- типу зубчиков — спиральные, «трактор»;
- видимости — открытые и потайные;
- материалу зубцов — металл, пластик, нейлон.
Неразъемные — для юбок, брюк, боковых швов приталенных платьев. Разъемные — для курток, пальто, халатов.
Двухзамковая разъемная молния может расстегиваться/застегиваться в двух направлениях, позволяет корректировать форму воротника пальто, куртки, глубину выреза халатика, ширину изделия по талии или его низа.
Спиральная (витая) молния способна подстраиваться под изгибы фигуры. Оптимальный вариант для легких тканей. Одежда из плотных материалов застегивается пластиковыми, металлическими «тракторами».
Обычная молния вся на виду, если не скрыта специальными планками. Зубцы потайной спрятаны с изнаночной стороны тесьмы, в застегнутом состоянии соединение представляет собой тонкую линию шва.
Металлические — блестящие, матовые, золотистые, серебряные, темные или искрящиеся разноцветьем — обязательный атрибут изделий из кожи, джинсовых тканей. Ассортимент «тракторных», витых нейлоновых и пластиковых молний позволяет подобрать вариант для любой одежды.
Пуговицы
Класс «без начала и конца». Выпускаются разныевиды пуговиц для одежды из всех известных материалов — пластика, металла, дерева, стекла, камня, а также их комбинаций. Бывают плоские, рельефные, украшенные росписью, гравировкой, стразами, обтянутые текстилем, кожей.
Конструктивные особенности:
- форма — плоская или «грибок на «ножке», любая объемная: шарик, палочка, фигурка;
- тип крепления — 2 либо 4 отверстия для пришивания нитками, продевания тесьмы, ленты, заклепка;
- размер — ширина, толщина.
Пуговица-канадка способна передвигаться по ленте, продетой сквозь ее щели.
Кнопки
Изготавливаются из пластика, металла. Накладные, состоящие из 2 деталей, пришиваются вручную. С лицевой стороны не видны.
Ассортимент конструкций пробивных кнопок:
- О-образные — кольцевое крепление. Простая конструкция из 4 элементов, пружинное крепление в верхней части.
- «Альфа» — с контактным элементом в форме S.
- Блочные, клямерные — со сквозным отверстием в центре верхней части.
- Рубашечные, джерси — крепятся шипами, раздвигающими нежный трикотаж, нити легких тканей.
- Магнитные — соединение элементов обеспечивается магнитным притяжением.
Крепятся кнопки специальными инструментами — пробойниками, прессами, щипцами и прочими приспособлениями.
Крючки
Крючки и петли небольших размеров изготавливаются из прочной проволоки. Используются в качестве застежек блузок, корсетов, платьев.
- Для юбок и брюк — плоский с петлей-перекладиной
- Для пальто, шуб — со специальными фиксаторами.
Чаще крючки пришиваются, застежки на поясахбрюк и юбок крепятся при помощи зубцов.
Пукли
Классические «запонки» поварской униформы. Монолит из шарика и диска на небольшой стойке надежно соединяет борта кителя. Пукли позволяют снять одежду одним движением, быстро поменять местами борта: испачканный верхний — вниз, чистый нижний — на лицевую сторону для моментального фото с кулинарным шедевром.
Варианты дизайна:
- однотонные;
- в «корпоративных» цветах;
- для особых случаев — золото, серебро, роспись, гравировка, принты.
Изготавливаются из термостойкого пластика.
Клеванты
Название деревянного конуса, брусочка, вставляемого в петлю при соединении флага с фалом. Застежки-клеванты стильно смотрятся на куртках, пальто, вязаных кардиганах.
Конструкция:
- пуговица — любой формы, чаще продолговатой;
- петелька — шнур, лента;
- накладка — кусочек кожи, плотной ткани.
Клеванты украшают воротники-стойки шелковых платьев в китайском стиле. Материал пуговиц — дерево, металл, пластик, стекло, текстиль, пряжа.
Контактная лента
Две текстильных ленты: одна с микрокрючками, вторая — с микропетлями. Гибкая застежка, использующаяся при пошиве профессиональной, туристической, спортивной, детской одежды. Кусочки «липучки» блокируют клапаны карманов, фиксируют бейджи.
Способы крепления:
- пришивание — машинная, ручная строчка;
- на клей — контактная лента на самоклеящейся основе.
Не рекомендуется для изделий из мехов, легких тканей, пушистых материалов.
Пуговки как украшения
Позже застежки в женском наряде стали выполнять не только утилитарную функцию, но и декоративную. Тогда-то и случился «пуговичный бум». Девушки старались украсить все свое платье маленькими кругляшами. А поскольку тогда вся фурнитура была металлической, то бедным модницам приходилось натирать ее до блеска целыми часами. Так появились застежки, обтянутые тканью.
Тогда же были популярны пуговицы большие и дорогие. Их изготавливали из серебра, золота, фарфора и украшали драгоценными камнями. Такое приданое передавалось по наследству и перешивалось с одного платья на другое. И неудивительно, ведь сама одежка могла стоить четыре тысячи, а пуговки – восемь.
Современные пуговки
В 19 столетии уже перестали вручную изготавливать фурнитуру, весь процесс механизировался. Поэтому пуговки подешевели и стали доступны уже простому народу. А в 20 веке по миру распространилась пластмасса. Из ее различных видов можно было изготовить все что угодно и создать любую фигурную форму. Также среди девушек стала популярна джинсовая юбка на пуговицах. С ней-то и пришли в моду специальные клепки-застежки.
Сегодня пуговки часто встречаются как застежки и как декор на рубашках, пальто, шляпках, купальниках и другой одежде. Более того, их стали использовать в качестве материала для творчества. Ими украшают балетки, вазочки, пояса, всевозможные поделки, из них создают флористические композиции и даже картины.
Интересные факты
- Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска. К нему было пришито более 13,5 тысячи штук.
- Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.
- Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.
- Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.
- В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.