Россия, Санкт-Петербург, Красное Село, улица Юных Пионеров
Телефон:
Пн-ср: 07:30—22:30; сб-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Бьюти-индустрия 100 лет назад: черные зубы, «скисший» шампунь и пилюли для высокой груди

Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался. Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина.

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде. Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать.

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

07:00, 01.08.2016 11 Сюжет: ​Скандал с платками: татарский хиджаб от Романовых до Путина

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 1

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Дина Гатина-Шафикова, иллюстрации предоставлены автором

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы – сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков). Вернуться к оглавлению

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке.

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета — бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней.

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские — из однотонной материи, мужские — из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса — вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась. Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс — ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги — обязательный атрибут татарки, который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент — перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы — чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы — сурьмой, лицо — китайскими белилами, ногти — хной. Волосы мыли кислым молоком, это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары. Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых — фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги — их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой — с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета, праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь — разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Народный костюм: одежда и украшения

Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар.

Женская одежда в деталях более разнообразна по сравнению с мужской. Она различалась не только функционально, но и по возрастному принципу (одежда девушек, молодых и пожилых женщин). В ней больше заметны территориальные особенности кроя и декоративно-художественного оформления. Во второй половине XIX в. эти особенности всё больше муступают место общенациональным. В число элемен тов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и является его традиционной осно вой. На всей территории проживания татар эти элемен- ты имеют практически одинаковые покрои и названия, что свидетельствует об их архаичности. Рубаха служила нательной одеждой и платьем. Женщины, особенно в городах, под платье нередко надевали нижнюю рубаху, сшитую из более лёгкой ткани и короткими рукавами, без воротника. В жаркую погоду рубаха выполняла и функцию верхней одежды. Обычно же поверх неё надевали распашную одежду. По принципу кроя всё многообразие женских рубах, так же как и мужских, можно разделить на два типа – рубаха туникообразного покроя и рубаха со скошенными и сшивными плечиками, закруглёнными проймами для рукавов. В середине XIX в. У состоятельных татарок рубахи шились из дорогих покупных китайчатых тканей (лёгкий шёлк, шерсть, хлопчатобумажная материя и тонкая парча). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию разноцветных шёлковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы.

Казанские татары. Литография по рисунку К. Ф. Гуна. 1862 г.

Титульный лист из журнала «Всемирная иллюстрация». 1880 г.

Неотъемлемая часть старинной женской рубахи – нижний нагрудник.

Богатая татарка в национальном платье. 1910 – 1920- е гг.

Нагрудные женские украшения – изю. Конец XIX – начало XX в.

Штаны – составной элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы – штаны с широким шагом – по покрою аналогичны мужским. По цвето вому предпочтению женские штаны были однотонные, из крашенины (тёмно-красные, синие).

Передники также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX – начала XX в. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи, а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, (джиляна)

. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть её подола (волан, оборки). Передники часто украшались вышивкой. Обычно использовался тамбур цветочно-растительного характера.

Князь ногайских татар. Гравюра Е. О. Скотникова по рисунку Е. М. Корнеева. 1809 г.

Женские фартуки. Конец XIX в.

Молодая пара в костюмах сельских татар конца XIX – начала ХХ в. 2012 г.

Верхняя одежда женщин (по названиям, покрою, составу входящих в неё элементов) имела много общего с одеждой мужчин и могла отличаться лишь некоторыми деталями декоративного плана: специфической дополнительной отделкой мехами, позументом, вышивкой, художественной строчкой и прочим декором. Она делилась на домашнюю и выходную (летнюю, демисезонную, зимнюю). К домашней в ряде случаев относились и камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке большей приталенности её часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бёдрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды (трёхшовный). Молодые женщины носили пятишовные камзолы. Камзолы шили длинными, до колен, или короткими, до бёдер, с короткими, до локтей, рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха (встык). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом.

Две пожилые женщины-татарки. Начало XX в.

Женские камзолы. Конец XIX – начало XX в

Прямоспинный джилян (с плеча мужа) женщины изредка использовали как покрывало-накидку на голову при выходе на улицу, причём пожилые женщины накидывали на голову джилян таким образом, что пройма рукава изнутри приходилась на голову, а молодые покрывались им симметрично, когда полочки джиляна располагались спереди по фигуре женщины.

Свадебная одежда каринских татар. Село Карино, Вяткая губерния. Начало XX в.

Древним элементом женской верхней одежды была демисезонная рабочая одежда из домашнего сукна: серого, белого или крашенного в коричневый цвет – чекмень

. Шили его длиной ниже колен, с подкладкой до пояса, с глухим воротом-стойкой, с застёжкой на металлических крючках. В середине XIX в. чекмени со сплошной приталенной спинкой бытовали почти на всей территории проживания татар, но уже в конце XIX – начале XX в. их вытеснили бешметы на вате из хлопчатобумажной или шёлковой ткани. В этот период утеплённый бешмет стал преобладающей зимней одеждой.

Наиболее ранним видом верхней меховой одежды татарок была расклешённая шуба из овчины или лисьего меха. Среди кряшен одновременно с приталенной шубой бытовали шубы с отрезной спинкой и со сборами, а также характерны были и жёлтые дублёнки. Девичьи шубы по краям ворота, бортов, подола, рукавов, иногда и на талии по бокам украшались строчкой вышивки или узкой полоской яркой ткани.

Традиционными головными уборами татарок являлись разнообразной формы волосники, покрывала и шапки. В головных уборах, особенно раннего периода, чётко читалась возрастная дифференциация: девичьи и женские уборы. Выделяются следующие типы и варианты девичьих шапок: с открытым верхом; с закрытым верхом; калфачки – длинный (до 70 – 80 см), вязанный из белых хлопчатобумажных ниток чулкообразный головной убор, завершающийся кисточкой; матерчатый головной убор из бархата или сатина, чаще тёмных тонов, длиной до 50 см, с отвисающей конусообразной лопастью с кисточкой, всегда прикрывался налобной повязкой; вязаный головной убор из разноцветных шёлковых ниток, с поперечными полосами, длиной до 50 см, без твёрдого околыша, но с отворотом, пришитым по всему диаметру, с большой позументальной кистью на отвисающей лопасти.

Татарская семья. Начало ХХ в.

Нижние головные уборы (волосники) призваны были собрать и закрыть волосы, поэтому их формы связаны с причёской. Татарка-мусульманка заплетала волосы в две косы и отпускала их на спину, поэтому волосники состояли из шапочки (или чехла) и накосника или представляли собой цельный продолговатый кусок ткани, верхнему краю которого придавалась форма чепца. Выделяются следующие основные разновидности женских волосников: калфак

(как волосник в сочетании с лёгким фабричным платком или
тастаром
); волосник-чепец в сочетании с фабричным платком или покрывалом; волосник-чепец в сочетании с накосником в виде узкого мешочка с отверстием для кос; волосник, представляющий собой прямоугольный кусок ткани (60 х 70 см), верхний край которого собран на шнур; плотно облегающий голову капюшон с широкой, прикрывающей спину и плечи лопастью; фабричный платок, своеобразным способом повязанный, как продолжение традиции ношения волосника.

Девушки-татарки в национальных платьях. Конец XIX в. Фото М. А. Вяткина

Калфаки. Середина XIX в.

Покрывалообразные уборы были характерны для татарок практически всех возрастов, и особенно для пожилых. Они представляли собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников. Их терминология связана с древними культурными традициями (термин «тастар» – иранского происхождения, «яулык

», «
кыекча
» – тюркского). Нередко под одним и тем же названием бытовали покрывала разных форм: полотенцеобразные, треугольные, четырёхугольные.

Верхние уборы представляют собой завершающую часть традиционных комплексов женских головных уборов. Они надевались (повязывались) поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это всевозможные повязки-платки (короткие и длинные четырёхугольные свадебные покрывала кряшен) и шапки.

Татарка. Конец ХIX – начало ХХ в.

Особый интерес представляют старинные (XVII -середина XIX в.) монетные шапки. Довольно чётко они зафиксированы художниками того времени. К середине XIX в. у татарок определяются два типа монетных шапок: каркасная – на твёрдой основе – имела вид высокого конуса, покрытого шёлковой материей, ушитого золочёными рублевиками, кораллами и жемчугом, сверху конус оканчивался золочёным навершием; монетная – на мягкой основе.

В начале ХХ в. в качестве верхних женских головных уборов чаще использовались матерчатые (немонетные) шапки: со слегка заострённым кверху остовом; с усечённым остовом и плоским верхом (с мягким верхом и меховым околышем, а также с твёрдым без мехового околыша остовом). Летнюю верхнюю шапочку пожилых женщин, носившуюся поверх фабричного платка, шили из бархата, и она была неглубокой.

Пожилая женщина в платке и женском головном покрывале – орпеке. Вторая половина XIX в. Заказанье. 1920

Головные женские полотенца – тастары. Вторая половина XIX в.

Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием. В ней сочетались длинные и короткие формы стана, рукавов, различные воротники. В зависимости от материальных возможностей, сезона и функционального назначения её шили из фабричной (хлопчатобумажной, шёлковой, шерстяной) ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.

Основу мужского традиционного костюма составляли рубаха и штаны с широким шагом, сшитые из сравнительно лёгких тканей. Рубаха была исключительно глухой. Вплоть до середины XIX в. Туникообразная рубаха с центральным грудным разрезом была единственной и общераспространённой. Среди казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани, украшенных вышивкой. Среди кряшен некоторое распространение получила туникообразная рубаха с боковым грудным разрезом. От русской косоворотки она отличалась заметной расклешённостью книзу, то есть сохраняла свою традиционную основу. Разрез делался на правой стороне груди, а у русских – на левой.

Появление во второй половине XIX в. рубахи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником, связано с распространением фабричной ткани, ширина которой позволяла не делать боковые клинья и ластовицы под рукавами. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой лёгким свободным растительным орнаментом либо позументной тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом.

Передники в мужских комплексах одежды фигурировали как в рабочем, так и в повседневном костюме. В Красноуфимском уезде Пермской губернии в конце XIX – начале ХХ в. мужские фартуки, богато украшенные тамбуром, бытовали в приданом невесты и в качестве праздничного элемента в комплексе одежды жениха.

Портрет Эльвиры в кряшенской девичьей национальной одежде. Худ. Ф. Г. Халиков. 2013 г.

Портрет народного артиста Н. И. Дунаева в костюме кряшен. Худ. Ф. Г. Халиков. 2013 г.

Штаны по покрою представляли собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую название «штаны с широким шагом». Мужские домотканые штаны шили из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких полос. Праздничные и свадебные жениховы штаны шились из домотканины с мелкими браными узорами. Во второй половине XIX в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми швами и карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.

Верхняя одежда была исключительно распашной, непременно с рукавами или с проймами для продевания рук. Особенность верхней одежды татар – полы у неё, как правило, двубортные, запáх справа налево (на мужской и женской одежде). В зависимости от назначения верхнюю одежду изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы).

В середине XIX в. татары, независимо от возраста и пола, носили одежду преимущественно с цельной приталенной спинкой с клиньями на боках ниже талии, а позднее и с подрезными и присборенными по линии талии бочками. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

Скоро Сабантуй. Фрагмент. Худ. Р. Г. Загидуллин. 1987 г.

Разговор. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2002 г.

Камзол носили поверх рубахи и штанов. Он воспринимался как вид домашнего платья. Камзол входил в комплекс мужской одежды всех этнографических групп татар, за исключением елабужских и молькеевских кряшен. Казакин представлял собой наиболее распространённый вид демисезонной одежды. Длина его варьировалась в зависимости от возраста и социального положения. В начале ХХ в. короткие казакины из хорошей фабричной ткани, с прорезными карманами на груди, воспринимались как одежда татарской интеллигенции и городских служащих. Бешмет

по покрою был идентичен длинному казакину. Его шили из покупной фабричной материи, длинным до икр, утепляли ватой или овечьей шерстью.

Сёстры У. и Ф. Айтугановы. Казань. 1908 г.

Одним из наиболее архаичных типов верхней одежды была лёгкая домотканая из чисто-белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна чоба

. Бытовала у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья, входила в число приданого невесты, а также одежды жениха. В конце XIX – начале ХХ в., особенно в быту у кряшен, значительное распространение получила верхняя одежда с отрезной по линии талии спинкой и сборами – рабочая, и шуба с отрезной и присборенной спинкой –
борчатка
. Её шили из дублёных и крашенных в жёлтый, реже чёрный, цвет овчин. Верхняя одежда с прямой спинкой, широкая и длинная, довольно долго сохраняла туникообразный покрой, не имела застёжек; её носили свободной или подпоясанной кушаком.

Ф. Амирхан. Казань. 1908 г.

Джилян

– просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Его носили мужчины почтенного возраста. Использовался при посещении мечети или других присутственных мест. Носился в комплексе с длинным камзолом с коротким казакином.

Прямоспинный чекмень

– по покрою, включая и отдельные конструктивные детали, напоминает джилян. Его шили из сукна домашнего или фабричного производства, иногда белого цвета, и носили поверх приталенной одежды –
камзола, казакина
, подпоясывая кушаком. Прямоспинный чекмень был распространён в Приуралье, Зауралье, Западной Сибири и представлял собой основную часть верхней демисезонной одежды мужчин всех возрастов. Прямоспинный чекмень с большим простроченным воротником повсеместно бытовал в качестве дорожной одежды. Меховой дорожной одеждой был тулуп, подобный по крою дорожному чекменю.

Мужской чапан. Середина XIX в.

Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали исключительно верхнюю одежду. Пояса были позументными, ковровыми, бархатными, из серебряных пластинок, соединённых между собой шарнирами, пояса с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. Постепенно пояс практически вышел из бытования и встречался в основном лишь в свадебной обрядности.

Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним головным уборам относится тюбетейка, представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки, войлочные шляпы, ритуальные уборы. Наиболее ранний и широко распространённый тип тюбетейки кроился из четырёх клиньев и имел полусферическую форму. Более поздний тип с плоским верхом и твёрдым околышем первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероятно, под влиянием турецко-исламских традиций. В начале ХХ в. каляпуш

из чёрного бархата стал повсеместно пользоваться спросом у татарской молодёжи и интеллигенции как элемент общенационального костюма.

Мужской головной убор – тюбетейка. Конец XIX в.

Традиционная обувь в комплексах одежды разных полов отличалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука, особой приверженностью к использованию тех или иных типов). Обувь была разнообразной по материалу, технике изготовления, способу ношения и т. д. Как и другие элементы костюма, она делилась на нижнюю, которая непосредственно надевалась на босую ногу, и верхнюю.

На босую ногу татары надевали чулки – оек

, они различались и по материалу, из которого их изготовляли, и по форме. Бытовали чулки суконные и вязанные из шерстяных ниток. Из верхней обуви наиболее распространённой была кожаная, лыковая и валяная.

Мужская обувь: кожаный башмак, сапог с вышивкой. Татары-мишаре

Кукморские валенки. Худ. Р. А. Кильдибеков. 1979

Кожаная обувь широко бытовала в городе, у зажиточной части села, духовенства. Она имела преимущественно башмаковидную форму (т. е. отдельно кроились верх и подошва), была высокой (с голенищем) и низкой (без голенища). Высокие, до колен, сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные чёрные ичиги

носили главным образом мужчины. Были они и у женщин, только у них сапожки покороче и без отворотов. Однако наиболее предпочтительным, праздничным вариантом женской обуви были узорные сапожки, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были малооригинальны и характерны для большинства тюркоязычных и монголоязычных народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. Узорные ичиги изготовлялись обычно из высококачественного цветного сафьяна, вырезанного фрагментами в виде затейливого растительного орнамента. Мужчины узорной обуви не носили. Только изредка на ранних мужских ичигах задник орнаментировался яркой мозаичной композицией. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твёрдой подошве, а зимой – полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универ-сальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Из высокой обуви носили сапоги на твёрдой подошве. У татар в Зауралье широко бытовали сапожки из особо кроенной сыромятной калошки и голенища из белого сукна домашней выработки, специфический элемент башкирской народной одежды. Женские отличались особой аппликацией и вышивкой. Типологически близкими являются сапожки западносибирских татар, изготавливаемые из сыромятной конской или коровьей кожи. Оригинальностью отличались бархатные сапожки астраханских татарок.

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши, которые использовали и как самостоятельную обувь, и в комплексе с ичигами.

Отличительной особенностью выходных татарских туфель является то, что головка и задник у них кроились отдельно и сходились лишь в середине борта, образуя специфическую выемку. У женщин бытовали и узорчатые туфли, по типу ичигов, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.

Ичиги женские. Конец XIX – начало XX в.

Лыковая о бувь, особенно лапти, лёгкий башмак

в форме традиционных кожаных туфель, нередко с кожаной или деревянной подошвой, были у татар рабочей обувью. Зимой повсеместно носили валенки – короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные кукморские валенки, обычно белые с красным орнаментом. Татары из периферийных областей приобретали их у приезжих торговцев из-под Казани.

Туфельки женские. Начало XX в.

Во второй половине XIX в., в период становления крупных торгово-промышленных и национально-культурных центров в городах (Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Касимове, Астрахани, Томске, Тобольске), в процессе роста экономических и культурных связей между татарами отдельных регионов России неизбежным явилось нарушение сравнительно устойчивых ранее локальных комплексов народной одежды. Это время становления общенациональной культуры – наиболее сложный и в истории развития татарского костюма, когда, с одной стороны, отчётливо сказывается влияние европейской и русской культуры, с другой – процессы консолидации татарского этноса вокруг референтной группы (казанских татар). В этот период наметилась тенденция к смене стиля костюма – от традиционных монументальных народных форм к более изысканным и утончённым, соответствующим направлениям общеевропейской моды. На базе казанско-татарских городских традиций формируется общенациональный костюм, который быстро усваивают все этнотерриториальные группы.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком. Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Научно-исследовательский проект «Татарский национальный костюм»

Научно-исследовательский проект

«Татарский национальный костюм»

2018г.

Оглавление: I.Введение_________________________________________ 3-4 стр. II.Основная часть: Глава 1.Татары — одна из народностей Татарстана.___________ 5 стр. Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 5 стр.. Глава 3.Мужская одежда. — Особенности мужской одежды._________________ 6 стр. — Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр. Глава 4.Женская одежда

— Особенности женской одежды__________________7 стр. — Женские головные уборы_______________________ 8 стр. Глава 5. Обувь______________________________________ 9 стр. Глава 6. Украшения_________________________________ 10 стр. Глава 7. Остатки традиционного костюма в наше время____11-12 стр. Глава 5. III.Заключение__________________________________________13 стр. Список используемой литературы и интернет-ресурсы ______ 14 стр.

I.Введение.

Проблема исследования и актуальность

На эту работу меня вдохновили удивительные старые фотографии из бабушкиного сундука. Эти фотографии на которых были изображены мой дедушка, его родители и сестры и много других незнакомых мне родственников были сделаны около 70 лет назад. У моего тогда еще маленького дедушки на голове была маленькая тюбетейка, которая сейчас принадлежит мне и хранится как семейная реликвия. Также меня очень заинтересовала одежда моей прабабушки и других родственников.

Я подумал, почему же облик современных татар очень отличается от старого костюма татарского народа, ведь он намного больше отражает веселую, сплоченную и гостеприимную натуру татар. Я решил исследовать эту очень интересную тему, как татарский национальный костюм, ведь через него можно много узнать об образе жизни ,культуре, быте, мастерстве, представлениях о красоте очень близкого мне народа.

Цель моей работы: Исследовать различные элементы национального татарского костюма.

Задачи: Рассмотреть одежду, обувь костюм татарского народа.

-Найти в современной одежде татар остатки национального костюма

Актуальность: По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как каждый человек должен знать и помнить как традиции, обычаи и историю своего народа и семьи. Они являются огромными сокровищами, переданными нам нашими предками.

Методы исследования:

Наблюдение

-Беседа с людьми

-Анализ научной информации

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали остатки элементов татарского национального костюма в наши дни.

II.Основная часть

Глава 1.

Татары — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно – территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско — татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.

Глава 2.

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали восточные традиции и религия,кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было нехолодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно. Любимыми цветами были голубой, желтый,розовый, малиновый..Костюм включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а также жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью.

Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Глава 3.

Мужская одежда

Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домо тканой тесьмой. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Пояс ( билбау, әзәр )– обязательное дополнение национальной одежды татарина с древних времён. Чаще всего пояса были простые матерчатые. Богатые же – и мужчины, и женщины – любили пояса ковровые, бархатные и даже из серебряных пластинок. Пояса кәмер имели массивные и богато украшенные пряжки.

Мужские головные уборы были домашними ( нижними ) и выходными (верхними). Нижний – это тюбетейка ( түбәтәй ): небольшая полукруглой формы шапочка на макушке, сшитая из разныхтканей и украшенная орнаментами. Яркие вышитые тюбетейки предназначалисьмолодёжи, а более скромные – старикам. Позже стали носить тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем ( боками ). Они называются кәләпуши заимствованы у турок .Сто лет назад кәләпуш из чёрного бархата носили татарская молодёжь и интеллигенция – учителя, врачи, писатели, учёные, адвокаты. Сейчас такой головной убор снова носят многие татары. Верхние головные уборы татар – круглые конусообразные шапки камалыбүрек– цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из меха овец – чёрного каракуля или серой мерлушки.

Глава 4

Женская одежда

Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любогослучая и является основой. Женские рубахи шилисьдлинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно неносились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитым и из тяжелых шелковых или бархатных тканей . На отделку камзолов пришивались монетки. К Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам. Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки – разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже, легким фабричным платком.Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте соспециальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (аккалфак). Чаще всего он встречается у сельских, а негородских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшен киже укладывали свои косы также, как и русские женщины, вокруг головы и подчепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Платье невесты должно быть акрытым и непременно длинным. Девушка может быть в белоснежном наряде или отдать предпочтение традиционным ярким оттенкам. Среди них можно выделить васильковый, бордовый и зеленый. Очень часто изделие дополняет камзол вышеперечисленных расцветок. На ноги барышня может надеть туфли или легкие сапожки, которые именуют ситеком. На голове обычно красуется покрывало из кружева или калфак. Приветствуется большое количество браслетов, крупных сережек и кольц. Все эти украшения укажут на высокий статус невесты.

Глава 5.

Обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тулаоек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и безотворотов.

Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожануюобувь. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле. Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Глава 6.

Украшения

По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом. Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы .Стоит сказать, что среди татар вряд ли можно встретить барышню без сережек.Серьги – это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех – четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татарсыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины – татарки носили и серьги, как у других народов. Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.

Глава 7.

Остатки традиционного костюма в наше время

В качестве примера для исследования остатков национального костюма в современном мире я взял гардероб моей бабушки и коллекцию сценических костюмов нашего клуба. У бабушки я нашел основную часть традиционного татарского костюма. Это кулмэк с длинными рукавами и длиной до щиколотки, украшенный воланами снизу. Поверх него одевается безрукавка или камзол.

А вот и платья, обычно служащие для молитвы, похода в мечеть или в гости. Они как и раньше украшены вышивкой, бисером.

Камзол уже много лет служит моей бабушке верой и правдой. Он достался ей от мамы.

Головные уборы занимают особое почетное место в гардеробе моей бабушки. Она очень тщательно подбирает их к наряду, ее любимые цвета голубой, розовый и белый

Также у нее много украшений, в основном бус из различных камней.

А вот моя прекрасная бабушка, которая так бережно хранит в своем гардеробе наследие нашего народа.

III.Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности.

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма. К сожалению, в татарских семьях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Происходит постепенное « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением, со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций, так как это наша история и наше богатство.

Список используемой литературы:

1.Ф.Т. Валеев

Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кн.

Изд-во, 1993. – С.11

2. М. Завьялова

Татарский костюм / Татар милли киеме. Издательство: Заман, 1996 г.

3. Д. Латышина

«По берегам Идели. Татарский народ» Быт, культура,обычаи с древних времен. Москва 1995г.-стр.72

Интернет ресурсы:

1

Национальные татарские украшения

Аксессуары использовали не только дамы, но и мужчины. У парней украшений не так много: перстни, пряжки для ремней. А вот у женщин ассортимент разнообразней. Ведь не зря благополучие мужа оценивают по тому, насколько богато «наряжена» его супруга.

С древних времен дамы носили серьги. Помимо собственных моделей, дизайн аксессуаров заимствовали у русских, кавказцев.

Также популярностью у татарок пользовались шейно-грудные украшения. Мусульманки носили перевязь, где в маленьких кармашках хранили выписки из Корана. Вернуться к оглавлению

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

  • Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами. Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги. В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
  • Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Вернуться к оглавлению

Характерные особенности

Национальная одежда татар состоит из нескольких основных элементов. Народный наряд представляет собой:

  • кулмэк, представляющий собой довольно длинную рубашку;
  • халат распашного типа;
  • ыштан (штаны-шаравары).

Женский наряд подразумевает наличие нагрудника. Например, тешелдрек или кукрекче. Также в комплект входит фартук, с помощью которого скрывался вырез, расположенный в области груди. Крой был свободным, но при этом делался акцент в области талии.

Национальная татарская традиция подразумевает такие особенности одежды:

  • рубаха. Она достаточно широкая, но при этом не подпоясывается. У татарина она достигает колена. Женский предмет гардероба доходит до области щиколотки;
  • штаны. Мужчины нередко носили полосатые шаровары. Модели народной одежды, предназначенные для женщин, исключительно однотонные.
  • верхняя одежда. При ее пошиве могли использоваться различные материалы и с учетом этого момента она называлась по-разному. Например, народный наряд бишмет, казакин или камзол.

Татарская национальная одежда достаточно колоритная и яркая, но обилие оттенков при ее создании не используется. Преобладающими являются бордовые, зеленые, желтые и белоснежные тона, а также цвет спелой вишни. Выбор того или иного варианта зависит от возраста, финансового и семейного положения.

Белый считается символом траура и старости. В таких одеяниях ходят пожилые люди. Также в них посещают похороны, чтобы показать скорбь.

Национальная одежда татар, которая носится по праздникам, украшается с помощью многочисленных декорирующих элементов. Это могут быть монеты, бисер и бусины, а также нити. На одежду наносятся узоры с природными мотивами. Таким образом народ демонстрирует уважение ко всему живому.

Особенности свадебного наряда

Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбирали белый оттенок наряда, но некоторые предпочитали яркие оттенки. Например, васильковый или бордовый цвет.

Часто одеяние дополняли камзолом насыщенного тона. На ноги барышня надевала туфельки или легкие сапожки (ситеком). На голове у невесты было покрывало из кружев или калфак. Отличительная черта свадебного наряда – большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары указывают на высокое положение девушки в обществе и ее материальную состоятельность.

У парней наряд был намного скромней. Они приобретают классический костюм, который декорируют лентами. Также дополнением одеяния служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Исследование татарского костюма как часть национальной культуры

Для того, чтобы иметь представления об особенностях татарского костюма, мы проанализировали ряд источников информации и на основании проведенного анализа получили следующие данные:

  • национальный костюм является неотделимым от культуры народным достоянием, накопленным веками и соединяет разные виды декоративного прикладного творчества.
  • специалисты по народному искусству и этнографии уверены, что в одежде можно найти исторические корни народа.От наших предков до нас дошло богатое наследство — традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.
  • материал, из которого сделан национальный костюм, способы его обработки, украшения и технология их производства позволяют понять, как люди жили в окружающей среде, как проявлялась их духовность, каким был образ жизни, как развивалась экономика.
  • национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития.

При анализе источников информации мы выяснили, что костюмы 18 и 19 веков отличаются друг от друга. Однако даже в современной одежде прослеживаются национальные черты, а интерес к истории костюма охватывает все большие слои населения.

Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. Конечно, за века своей истории он претерпел очень много изменений в своём внешнем виде. Но, несмотря на это, даже в его современных версиях можно проследить национальные особенности.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк — традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом.

В комплект костюма входили также камзол — жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья — шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью — ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них.

Классический традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик, относится к более поздним временам — 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь — хаситэ, изю, покрывала на голову и другие.

Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако, в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие. Однако, национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью.

Праздничные

Наряды для торжественных мероприятий отличаются материалом и обилием декоративных элементов. Современные одеяния чаще всего шьют на европейский манер, но национальный колорит сохраняется. То проявляется в длине вещей, орнаменте, фасоне и т.п.

Костюм для танцев можно отличить по жилетке-разлетайке, шапочке с кисточкой и классическом орнаменте на одежде.

В современном стиле

В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.

У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток.

Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.

Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.

Женская традиционная одежда

Татарская женская одежда была более разнообразна, нежели мужская. Она различалась не только по сезонным периодам, но и по назначению (повседневная, праздничная), и даже по возрастному признаку. Именно в женской традиционной одежде ярче были видны территориальные особенности той или иной подгруппы татар.

Основу женского традиционного костюма составляли рубаха, штаны и нижний нагрудник. Также часто использовались камзолы и бишметы. Камзолом называлась короткая безрукавная одежда, чаще всего приталенная, в отличие от мужского варианта камзола. А бишметом — кафтан с длинными рукавами и приталенной спинкой. Его часто шили из бархата и отделывали мехом. Он застегивался с помощью большой серебряной застежки, которая выполняла еще и эстетическую функцию.

Ссылка на основную публикацию
Похожее